РУС БЕЛ ENG

Служба сппс

Работа по реализации ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ №18

В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТАМ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 
В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ №18
Важным направлением работы учреждений образования является профилактика социально опасного положения несовершеннолетних и их семей, выявление, учет и защита несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической, психологической и иных видах помощи.
Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, рассматривается как комплекс согласованных профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на основании:
*    обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних;
*    анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
*    анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
*    учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;
*    выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
* учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений.
Информация о социально опасном положении несовершеннолетнего, полученная управлением образования из государственных органов, иных организаций, от граждан, немедленно направляется в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) несовершеннолетний, либо в социально-педагогический центр (если несовершеннолетний не достиг 3-х летнего возраста).
Во всех учреждениях образования ведется журнал учета входящей информации о семейном неблагополучии. Информация о неблагополучии в семьях, поступающая от государственных органов, организаций и граждан, должна регистрироваться своевременно, аккуратно и в полном объеме (сокращения не допускаются).
При получении информации о социально опасном положении несовершеннолетнего по поручению руководителя учреждения образования педагогическими работниками учреждения образования (педагогом социальным, педагогом-психологом и др.) с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних проводится изучение положения несовершеннолетнего, составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (приложение 2 к Инструкции № 47), выявленная ситуация в семье всесторонне анализируется, после чего составляется  аргументированный ответ, который направляется согласно установленному сроку (7 дней) в социально-педагогический центр.
В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего (приложение 1 к Инструкции № 47) в семьях, учреждение образования проводит социальное расследование.
Социальное расследование – процесс сбора и анализа информации о наличии либо отсутствии оснований для признания ребенка находящимся в социально опасном положении, включающий в себя обследование условий жизни и воспитания ребенка, сбор информации о законных представителях ребенка и иных лицах, имеющих доступ к ребенку, медицинское и психологическое обследование ребенка (при необходимости), сбор информации о состоянии здоровья   и развитии ребенка и иных сведений, необходимых для оценки положения ребенка в семье.
В ходе социального расследования, специалистам учреждения образования необходимо запросить  информацию о семье из инспекции по делам несовершеннолетних, учреждения здравоохранения, РСЦ и других заинтересованных организаций.
Признание воспитанника находящимся в социально опасном положении, соответственно и постановка на учет в учреждении образования, как находящегося в социально опасном положении, также и снятие его с учета должны осуществляться по решению педагогического совета или совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с уведомлением законных представителей несовершеннолетнего.
На заседание Совета по профилактике приглашаются представители всех субъектов профилактики, принимающих участие в реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
На заседание Совета по профилактике педагогом социальным (педагогом-психологом) учреждения образования, либо лицом, выполняющим данный функционал, готовятся следующие документы:
акт обследования установленного образца (приложение 2 к Инструкции № 47) с мотивированным заключением о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
документы, подтверждающие социально опасное положение несовершеннолетнего (итоги социального расследования - табель пропусков занятий, акты обследования, медицинские справки, показания детей и соседей, рапорты сотрудников ИДН и РУВД и др.).
ВАЖНО:
*Формулировка критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних указывается в соответствии с приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите № 47 (в редакции постановления Минобразования от 25.07.2011 № 117).
*При учете критериев социально опасного положения необходимо анализировать  степень участия обоих родителей в жизнедеятельности ребенка.
*Если в семье имеются несовершеннолетние дети, которые обучаются или воспитываются в других учреждениях образования, необходимо пригласить представителей СППС данных учреждений на заседание Совета по профилактике, уведомить администрацию учреждения образования, где обучаются или воспитываются несовершеннолетние.
*В случае если в семье воспитывается один ребенок, который обучается в школе, второй ребенок, посещающий ДДУ и третий – неорганизованный, неорганизованного ребенка ставит на учет, как находящегося в социально опасном положении школа.
*Не допускать признания несовершеннолетних из одной семьи находящимися в СОП по разным критериям и показателям.
В течение трёх дней после принятия Советом учреждения образования по профилактике решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в СПЦ Московского района (ул. Р.Люксембург,104)необходимо предоставить следующие документы:
уведомление о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
выписку из решения Совета по профилактике о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего установленного образца (приложение 2 к Инструкции № 47)
учетную карту  несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении (в 2-х экземплярах).
Социальное расследование по фактам неблагополучия в семьях, воспитывающих неорганизованных несовершеннолетних, проводится специалистами социально-педагогического центра. Если данные факты подтверждаются, на базе социально-педагогического центра проводится совет профилактики, где заслушивается вопрос о признании неорганизованного несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.  В случае  если  несовершеннолетнему еще не исполнилось  1,5 года, работу с семьей ведут специалисты социально-педагогического центра, если на момент признания находящимся в социально опасном положении несовершеннолетнему уже исполнилось 1,5 года, на совет по профилактике приглашается представитель детского дошкольного учреждения, специалисты которого в дальнейшем будут вести работу по реабилитации семьи.
Ежемесячно, до 3-его числа каждого месяца  в СПЦ Московского района необходимо предоставлять учетные данные о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Учетные данные подаются в СПЦ в бумажном варианте, утвержденные руководителем учреждения образования. Учетные данные о несовершеннолетнем, признанном находящимся в социально опасном положении, должны содержать полные сведения о несовершеннолетнем, его законных представителях, несовершеннолетних сестрах и братьях, причины и условия социально опасного положения несовершеннолетнего, дату постановки на учет, отметку о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, дату снятия с учета.
ВАЖНО:
*Необходимо обратить внимание на индивидуализацию сведений по детям из одной семьи (не всегда данная информация едина для всех несовершеннолетних из одной семьи).
Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
Работа по устранению причин и условий неблагополучия воспитанника должна строиться на основе взаимодействия учреждения образования, социально-педагогического центра и других ведомств.
Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, утверждается руководителем  учреждения образования не позднее недели со дня вынесения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении и согласовывается  с заинтересованными организациями.
В индивидуальном плане защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения несовершеннолетнего, указываются конкретные сроки реализации мероприятий и сроки контроля.
ВАЖНО:
*Планирование мероприятий по выведению несовершеннолетнего из социально опасного положения строится исходя из критериев  и показателей, предусматривает их устранение, и в первую очередь подразумевает работу с родителями. В плане должны быть предусмотрены мероприятия по устранению всех причин социально опасного положения.
*В графах «Сроки контроля выполнения», «Сроки реализации» прописываются конкретные даты. Не допускается употребление слов «постоянно», «регулярно».
*Необходимо определять конкретные сроки отчетности всех служб в реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.
*Обязательно включение в план защиты мероприятий по контролю за своевременной оплатой коммунальных услуг, платежей за электроэнергию.
*Если на Совете профилактики принимается решение о необходимости продления срока реализации плана для решения тех или иных вопросов, необходимо указывать конкретный срок продления.
*При изменении критериев социально опасного положения, значимых обстоятельств в жизни семьи (переезд, потеря работы, смерть одного из родителей и так далее) утверждаются и согласовываются дополнения к плану защиты несовершеннолетнего.
*Ежеквартально в СПЦ представляется отчет о реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении.
*В отчетах, анализе проведенной работы по выполнению плана защиты необходимо отражать принятые меры по выведению несовершеннолетнего из социально опасного положения, их результативность, а не перечислять проблемы, причины и т.д. Отчет должен содержать информацию всех субъектов профилактики (согласно плану защиты) за отчетный период.
*Выполнение плана защиты заслушивается ежемесячно на заседании  Совета профилактики с приглашением представителей всех субъектов профилактики, участвующих в его реализации. В случае отсутствия представителя, организация обязана предоставить в учреждение образования отчёт о  проделанной работе по реализации плана защиты.
*При рассмотрении вопроса об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении на заседании Совета профилактики необходимо заслушать мнение всех субъектов профилактики, участвующих в реализации плана защиты. Накануне рассмотрения соответствующего вопроса на Совете профилактики –  необходимо провести обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, акт должен отражать информацию об устранении всех причин, повлекших признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.
*Целесообразно на заседание совета профилактики пригласить родителей, выслушать их мнение (отразить в протоколе).
Если в семье воспитываются несколько детей, то содержание решения совета профилактики необходимо согласовать с учреждением образования, в котором обучаются (воспитываются) другие несовершеннолетние.
При переводе несовершеннолетнего в иное учреждение образования предоставляются сведения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, осуществляется передача соответствующих сведений, несовершеннолетний снимается с учета несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. В обратном случае, при поступлении информации о поступлении несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении,  в учреждении образования на заседании Совета профилактики рассматривается вопрос о постановке на учет несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении.
Возможные варианты решений на заседании Совета профилактики:
1. При признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в решении Совета профилактики учреждения образования прописывают:
1.1 Признать несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) находящимся в социально опасном положении (указать причины).
1.2 Направить учетные данные несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) для внесения в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении, и информировать СПЦ.
В уведомлении в СПЦ указывают:
Администрация учреждения образования просит внести на учет в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении (дата и т.д.).
2. При снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении в решении Совета профилактики учреждения образования прописывают:
2.1 Отменить решение Совета по профилактики (дата и №) о признании несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), находящимся в социально опасном положении, в связи с нормализацией ситуации в семье (либо указать другие причины: признание несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите и др.)
2.2 Подготовить пакет документов для исключения несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) из районного банка данных детей, находящихся в социально опасном положении, в связи с нормализацией ситуации в семье (либо указать другие причины: признание несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите и др.) и информировать СПЦ (указать все документы).
В уведомлении в СПЦ указывают:
Администрация учреждения образования просит исключить из учета в районном банке данных детей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), в связи с нормализацией ситуации в семье (либо указать другие причины: признание несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите и др.) на основании решения Совета по профилактике (дата и №).
3. При снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении в Московском районе при переходе в учреждение образования другого района в решении Совета профилактики учреждения образования прописывают:
3.1 Исключить несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) из районного банка данных детей, находящихся в социально опасном положении.
3.2 Передать копии документы о неблагополучии в семье несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) администрации учреждения образования (указать куда переходит ребенок) для защиты его прав и законных интересов. (перечислить прилагаемые документы).
3.3 Информировать ГУО «Социально-педагогический центр Московского района г. Минска» о (перемене места жительства, переходе в другое учреждение образования и т.д.) несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении, для внесения изменений в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении.
В уведомлении в СПЦ указывают:
Администрация учреждения образования просит исключить из учета в районном банке данных детей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетнего (Ф.И.О.), в связи (с переменой места жительства, переходом в другое учреждение образования и т.д.) (дата и т.д.).
4. При переходе несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении, в другое учреждение образования Московского района в решении Совета профилактики учреждения образования откуда выбывает ребенок прописывают:
4.1 Подготовить и передать копии документов несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении, администрации учреждения образования (указать куда переходит ребенок) для защиты его прав и законных интересов.
4.2 Информировать ГУО «Социально-педагогический центр Московского района г. Минска» о (переходе в другое учреждение образования и т.д.) несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении, для внесения изменений в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении.
В решении Совета профилактики учреждения образования куда поступает ребенок прописывают:
4.3 Продолжить работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении.
4.4 Информировать ГУО «Социально-педагогический центр Московского района г. Минска» о поступлении в учреждение образования (указать) несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении, для внесения изменений в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении.
ВАЖНО: в случае отчисления ребенка, в том числе и в летний период, в связи с зачислением в другое учебное заведение, работа с несовершеннолетним и семьей продолжается до момента зачисления в другое учебное заведение (необходимо получить официальное подтверждение).
Возможные варианты решений на заседании совета профилактики при рассмотрении вопроса о реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:
*в ходе реализации плана в семье появились дополнительные обстоятельства неблагополучия:  принимается решение о разработке, утверждении и согласовании  дополнения к плану защиты;
*ситуация в семье имеет нестабильную динамику, родители не в полной мере выполняют рекомендации специалистов по улучшению ситуации в семье: принимается решение об обращении в комиссию по делам несовершеннолетних администрации Московского района г. Минска с ходатайством о проведении профилактической беседы с законными представителями несовершеннолетнего;
*ситуация в семье не улучшается, либо имеет негативную динамику, родители ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, уклоняются от участия в реализации плана защиты:   принимается решение об обращении в комиссию по делам несовершеннолетних администрации Московского района г. Минска с ходатайством  о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.
Учреждение образования предоставляет  ходатайство в КДН того района, где проживает ребенок (независимо от места регистрации несовершеннолетнего).
Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите должно содержать:
*информацию о социальном положении ребенка;
*информацию о причинах признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
*информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия;
*обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
Ходатайство подписывается руководителем учреждения образования. Ходатайство подается в комиссию по делам несовершеннолетних на имя председателя комиссии по делам несовершеннолетних.
К ходатайству о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, прилагается:
1) акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (приложение 2 к инструкции №47);
2) акты посещения семьи несовершеннолетнего (не менее 3-х);
3) отчет о реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;
4) копия индивидуального плана защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего (с отметками о выполненной работе);
5) копия свидетельства о рождении (если единственный родитель – то свидетельство о смерти, справка ф-2);
6) копии паспортов родителей;
7) копия лицевого счета;
8) выписка из протокола Совета профилактики  о постановке ребенка на учет, как находящегося в социально опасном положении;
9) выписка из протокола Совета профилактики  с решением о необходимости обращения  в комиссию по делам несовершеннолетних, с ходатайством о признании несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите;
10) информация из детской поликлиники, подтверждающая необходимость признания несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите;
11) информация из инспекции по делам несовершеннолетних, подтверждающая необходимость признания несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите;
12) иная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего в семье.
Такой же пакет документов предоставляется в социально-педагогический центр (каб. 304).
После признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, работа учреждения образования с законными представителями несовершеннолетнего продолжается и  должна быть направлена на возвращение ребенка в биологическую семью.
После получения постановления КДН  о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, Советом профилактики  принимается решение о   снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении, (следующим числом  после принятия решения КДН).
В течение трех дней, со дня принятия решения о снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении, необходимо предоставить в СПЦ Московского района следующие документы:
*Уведомление о снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении;
*Выписку из Совета профилактики;
*Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (приложение 2 к инструкции №  47);
*Отчет о реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
Результаты реабилитационной работы с законными представителями несовершеннолетнего, признанного нуждающимся в государственной защите, специалисты учреждений образования предоставляют в СПЦ каждые 3 месяца, в результате принимается решение о возможности возвращения ребенка в семью либо обращении в суд с исковым заявлением о лишении родителей родительских прав.
После возвращения ребенка в семью по решению КДН либо решению суда специалистами учреждения образования  полгода (минимальный срок, который при необходимости продлевается) совместно со специалистами СППС СПЦ продолжается социальный патронат семьи, который предполагает психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего и его законных представителей.
Специалисты учреждения образования предоставляют в СПЦ проект плана работы с семьей в рамках патронатного сопровождения, сроком на 1 год. В дальнейшем каждые три месяца в СПЦ предоставляется анализ работы с семьей.  При повторном проявлении семейного неблагополучия   возможно принятие решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении. В этом случае патронат завершается.

Чтобы избежать последствий ситуаций, когда родители неосознанно, из-за недостатка знаний негативно влияют на психоэмоциональное состояние детей, важно как можно раньше начать с ними просветительскую работу. Однако работа не будет эффективной, если родители будут пропускать собрания и игнорировать новую информацию.

Рассказываем, как выстраивать выступление и мотивировать родителей, чтобы они с удовольствием приходили на мероприятия педагога-психолога.

Ориентируйтесь на три компонента собрания, которое заинтересует родителей и принесет им практическую пользу: профессиональный, организационный и личностный.

Оцените свои навыки и текущие проблемы мотивации родителей.

Готовьтесь к собранию по алгоритму из шести пунктов.

  • Во время собрания мотивируйте и вовлекайте родителей с помощью картотеки игр.
  • Выделите проблемы и оцените ресурс.
  • Начните с анализа трудностей и ваших сильных сторон. Присмотритесь к себе: как вы оцениваете ваш профессиональный уровень и навыки публичных выступлений.
  • Проанализируйте причины, по которым родители неохотно ходят на собрания. Возможно, вам потребуется провести опрос.
  • Оцените ресурс. До того как организовать собрание, оцените собственный ресурс. В качестве инструмента используйте профессионально-личностный профиль.
  • По десятибалльной шкале оцените себя по параметрам: «уровень теоретических знаний и осведомленность об особенностях детской психологии», «уровень, насколько вы владеете практическими методами и приемами работы с группой – теми, что активизируют и направляют деятельность», «творческий потенциал, который применим в работе», «уровень уверенности в себе», «навыки самопрезентации». Самооценка поможет определить сильные стороны и те области, которые стоит совершенствовать.

Чек-лист для педагога-психолога


Оцените обстановку. Проанализируйте причины, из-за которых родители с неохотой посещают собрания, и определите «болевые точки», которые негативно влияют на эффективность мероприятий. По опыту, родители называют шесть причин: тема неактуальна, мероприятие формально, материал теоретизирован, нет диалога с родителями и опоры на их опыт, нет мотивации, мысль ведущего не оформлена – нет четких, законченных мыслей, много «воды». Анализ даст вам подсказку, каким составляющим собрания уделить больше внимания.

Готовьтесь к собранию на шести уровнях.
Чтобы информация была полезна и понятна родителям, внимательно отнеситесь ко всем составляющим «эффективного» собрания. Конкретизируйте запрос, мотивируйте родителей, проанализируйте информацию по вопросу, определите личную позицию, составьте план и подберите материал. Используйте этот порядок действий как алгоритм.
Конкретизируйте запрос. Вначале определите, в чем именно заключается проблема, какова ее актуальность для участников встречи. Например, трудности с дисциплиной могут быть следствием недостатков семейного воспитания или особенностей развития детей, стиля взаимодействия педагога с воспитанниками. Проведите опрос, анкетирование родителей, наблюдение за детьми, диагностические срезы.

Мотивируйте родителей.
От того, насколько грамотно вы выстроите мотивацию, зависит решение родителя, участвовать ли во встрече. Помните, родители принимают решение, приходить ли на собрание, на основе совокупности факторов. Они учитывают свой предыдущий опыт собраний, субъективно оценивают вашу компетентность, интересуются или не интересуются темой мероприятия. За две недели до собрания разместите в родительском уголке общую информацию и данные о конкретных трудностях, с которыми сталкиваются дети группы, – в общем, без указания имен и ссылок на конкретные ситуации. За неделю до собрания проведите предварительные диагностические срезы, опросите детей или родителей. Раздайте родителям приглашения на собрание с перечнем вопросов для обсуждения.

Проанализируйте информацию и свои знания.
Подробно ответьте на вопрос, что вы знаете по проблеме на уровне классических теорий, мнение каких авторов разделяете, что ставите под вопрос и почему. Тезисно запишите то, что знаете по теме. Обозначьте вопросы, которые возникли, сомнения, недостаток информации, фактов. Найдите необходимую информацию в профессиональных источниках.

Определите личную позицию.
Ответьте на вопросы: «Что говорит мой опыт относительно проблемы?», «Что именно я хочу сказать родителям?», «Для чего родителям нужна эта информация?» Личная позиция придаст весомость вашим словам, поможет транслировать уверенность и компетентность. Также она позволит активно использовать личный профессиональный опыт для того, чтобы иллюстрировать свои мысли примерами из практики.
Составьте план. Четкий план позволит вам построить структурированный диалог с родителями, выдержать логику мероприятия и избежать того, что встреча затянется. Структурируйте выступление, обозначьте введение, заключение. Выделите основные мысли, которые вы хотите донести. Они помогут продумать разделы основной части. Помните о балансе теории и активности – выделите время на упражнения и другой интерактив.
Подберите материал. Найдите материал, который поможет обратиться к родительскому опыту. Это притчи, отрывки из классических фильмов и литературы, анекдоты, случаи из жизни, метафоры, видеосюжеты. Подберите наглядность: презентации, раздаточный материал, информационные стенды, выставки, детские работы по теме. Подберите материал, который поможет активизировать родителей: интерактивные игры, упражнения.

Мотивируйте и вовлекайте в живом режиме
Стимулируйте активность родителей на собрании. Только вовлеченность в процесс, в котором родители получают знания, позволит присвоить новый опыт и использовать его в жизни. Участники встречи готовы проявлять активность при трех условиях: психологическая безопасность, признание личности и личная заинтересованность.

Психологическая безопасность.
Чтобы обеспечить психологическую безопасность, сохраняйте доброжелательную обстановку в кабинете, общайтесь с позиции «взрослый – взрослый» по Э. Берну и демонстрируйте принятие родителя. В позиции «взрослый – взрослый» обе стороны получают или дают информацию, принимают решения, разделяют ответственность и предоставляют право выбора. Помните, если вы примете в общении позицию «ребенок», вы будете оправдываться, подчиняться и заигрывать, терять уважение родителей. Из позиции «родитель» вы будете поучать и осуждать слушателей, что сделает конструктивный диалог невозможным. Принятие вы демонстрируете, когда признаете право человека на свое мнение, опыт, взгляды.

Признание личности.
Демонстрируйте признание личности. Сохраняйте контакт глазами. Старайтесь улыбнуться каждому, кивнуть, обратиться по имени-отчеству. Относитесь ко мнению родителей уважительно, обращайтесь к ним за комментарием или помощью. Благодарите участников встречи за мнение или пример из жизни. Дайте окружающим внутреннее разрешение на мнение, отличное от вашего.

Личностная заинтересованность.
У осознанных родителей, которые уже на предварительном этапе понимают, почему тема важна и зачем они участвуют в мероприятии, личная заинтересованность сформирована. Сделать всех остальных участниками разговора – ваша задача. Вам помогут игры: деловые, игры-метафоры, даже детские, которые все знают. Для собраний подойдут игры из картотеки.


Обратная связь.
Уделите внимание обратной связи от родителей, причем того вида, который подходит под тему и формат собрания, – аналитическую, конструктивную или эмоциональную. Чтобы разнообразить заключительную часть собрания, используйте подходящую метафору для обратной связи.

Развод нельзя сохранить семью | Пикабу

Что такое социально опасное положение (СОП)

Дети признаются находящимися в социально опасном положении в семье, где родители (или иные законные представители несовершеннолетних) не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

По каким причинам несовершеннолетние могут быть признаны в СОП:

Если родители (другие законные представители):

- своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития;

- не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии,

- не заботятся о материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе ребенка,

- проявляют к нему безразличие,

- уклоняются от уплаты алиментов и др.

(отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью),

- оставляют ребенка без пищи, тепла, присмотра,

- изгоняют ребенка из дома;

- принуждают ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным   играм, вовлекают ребёнка в преступную деятельность;

- незаконно расходуют имущество, принадлежащее ребенку;

- запрещают ребенку посещать учреждение образования;

- отрицательно влияют на его поведение (приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

- аморальный образ жизни родителей (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.);

- жестоко обращаются с несовершеннолетними в семье – физическое, сексуальное насилие, открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

 Если несовершеннолетний:

- совершает правонарушения и иные антиобщественные действия – рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, бродяжничество; состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

         На несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, составляется индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения несовершеннолетнего.

         Если проводимая работа с семьей не приводит к положительным результатам и дальнейшее пребывание несовершеннолетнего в семье отрицательно скажется на его развитии и здоровье, ребенок признается нуждающимся в государственной защите (НГЗ), отбирается у родителей и помещается для реабилитации в социально - педагогический центр.

Нуждающимися в государственной защите и отобранными у родителей могут быть дети:

*из семей категории СОП, с которыми проводилась работа, но оказалась безрезультатной;

*есть угроза жизни и здоровью ребенка;

*в доме следы скандала, драки. У ребёнка свежие телесные повреждения (есть основания считать, что ссора произошла между взрослыми членами семьи, но пострадал и ребёнок);

*ребёнок (дети) подвергается жестокому обращению, насилию (физическому, сексуальному, психическому);

*ребенок (дети) дома с родителями и в состоянии алкогольного (другого опьянения), есть основания считать, что именно родители вовлекли ребенка в употребление психоактивных веществ;

*ребёнок (дети) сам просит защиты;

*дети, убежавшие из дома и находящиеся без присмотра взрослых; *родители в состоянии крайнего опьянения (алкогольного, наркотического ли др.), а возраст ребёнка не позволяет самому о себе позаботиться, (инвалидность, болезнь, нет продуктов питания);

*ребёнок (дети) дома один, (возраст не позволяет самому о себе позаботиться, инвалидность, болезнь, нет продуктов питания);

*в доме грязно, дети не ухожены, отсутствует соответствующее питание для детей;

*грубое нарушение пожарных норм.

 В данной ситуации ребенок отбирается у родителей. С семьей проводится работа по устранению причин, послуживших отобранию несовершеннолетнего. Если причины устранены, ребенок возвращается в семью, если нет - решается вопрос о лишении родителей родительских прав.

Что такое СОП: ответы на самые популярные вопросы про СОП

Признание детей НГЗ

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 "О признании детей находящихся в социально опасном положении"

Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"

КОНСУЛЬТАЦИИ:

В здоровой семье - здоровые дети

Влияние агрессивных действий родителей на развитие ребёнка

Десять "золотых" правил

Здоровый образ жизни в семье

Как разрешать конфликты

Насилие в семье. Виды и последствия 

Ненасильственные методы воспитания

Проблемы детей в семьях, где родители злоупотребляют