РУС БЕЛ ENG

Организация работы с высокомотивированными обучающимися

Условия успешной работы с одарёнными учащимися

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Проведение ранней диагностики (в младшем и среднем звене школы).
  3. Применение образовательной технологии психологических подходов к обучению и развитию учащихся.
  4. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися.
  5. Создание ситуации успеха и уверенности.
  6. Акцент в воспитании на индивидуальность ребёнка, на то, что отличает его от других.
  7. Дифференцированная работа, осуществление индивидуального подхода и консультирования.
  8. Организация учебного процесса на вузовских принципах (переход от урочной системы к лекционно-семинарским занятиям).
  9. Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе учреждения.
  10. Включение в работу с одарёнными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами:
  • учитель для одарённого ребёнка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым ребёнком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
  1. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
  2. Формирование классов с системой платных дополнительных услуг, отработка механизма их функционирования.
  3. Формирование системы спонсорского  финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в научно - исследовательской деятельности.
  4. Разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребёнка.
  5. Организация факультативов.
  6. Проведение конкурса методических проектов по организации работы с одарёнными детьми.
  7. Создание научных обществ учащихся.
  8. Проведение предметных недель, фестивалей, олимпиад, Дней дифференциации, КВНов, интеллектуальных игр и марафонов.
  9. Обеспечение школьных методических кабинетов специальной литературой, тестовым материалом, пособиями по предметам.
  10. Актуализация лидерских возможностей (создавать условия для бескорыстного лидерства).
свернуть

Критерии отбора учителей для работы с одарёнными детьми

  • Учитель для одарённого ребёнка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым ребёнком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным.
  • Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности.
  • Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать.
  • Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Профессиональный потенциал учителя должен включать в себя следующие компоненты:

  • наличие собственной педагогической концепции;
  • профессиональную компетентность;
  • высокую теоретическую подготовку;
  • активную научно-методическую деятельность (разработка, корректировка программ, методических указаний, публикаций);
  • высокую коммуникативную культуру и наличие творческих способностей;
  • знание возрастной психологии;
  • стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  • высокий уровень знания предмета;
  • требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
  • высокий уровень интеллектуально- духовного развития, эрудированность;
  • доброжелательность, чуткость, педагогический такт;
  • организаторские способности;
  • эмоциональную стабильность, целеустремленность, адекватную самооценку, умение объективно оценивать успехи одарённых детей.
свернуть

Способности одарённых детей

  1. Гибкость и быстрота мышления.
  2. Лёгкость генерирования идей.
  3. Неудовлетворённость малыми результатами.
  4. Постоянная неудовлетворённость собой.
  5. Готовность отстаивать свою точку зрения.
  6. Познавательный эгоцентризм.
  7. Меньше развит моральный эгоцентризм (чувство превосходства над сверстниками).
  8. Организаторские способности.
  9. Самодостаточность.
  10. Повышенная уязвимость, сверхчувствительность.
  11. Склонность к соревновательству, конкуренции.
  12. Глубокое понимание окружающих явлений и событий.
  13. Высокая концентрация внимания.
  14. Способность к самооценке.
  15. Самокритичность.
  16. Склонность к прогнозированию.
  17. Лёгкость ассоциирования, умение находить аналогии там, где традиционно они не усматривались.
  18. Возможность использовать любую информацию.
  19. Отличная память.
  20. Ярко выраженный интерес или склонность.
  21. Любознательность.
  22. Сверхинтуиция, сверхчувствительность к проблемам.
  23. Оригинальность мышления.
  24. Интеллектуальное развитие опережает эмоциональное.
  25. Безумие идеи и сверхзадачи.
  26. Наличие ситуативного опыта.
  27. Перфекционизм (стремление доводить продукт своей деятельности до совершенства).
  28. Самоактуализация (стремление реализовать свои возможности).
  29. Склонность к повышению интеллектуальной нагрузки.
  30. Высокий уровень сознательности и культуры.
  31. Феномен "Цезаря" (способность одновременно заниматься несколькими делами).
  32. Способность многократно делать и переделывать.
  33. Глубокое погружение в проблему.
  34. Бесконечное стремление к совершенству.
  35. Нетерпимость к стереотипам, стремление к новому, неизведанному.
  36. Явная одаренность.
  37. Скрытая одаренность, изюминка.
  38. Завышенная самооценка.
  39. Гармоничное развитие познавательных и эмоциональных сторон личности.
  40. Диссихрония психического развития, заниженная самооценка.
  41. Коммуникабельность.
  42. Неровное поведение.
  43. Высокий интеллект.
  44. Доверчивость, доброта, наивость.
  45. Непосредственность в общении.
  46. Оптимизм.
  47. Пессимизм.
  48. Активист в общественной жизни.
  49. Чрезмерно активен на уроке.
  50. Часто переключает внимание на себя.
  51. Индивидуальность почерка.
  52. Особенный темп деятельности.
  53. Высокий творческий потенциал.
  54. Скрытый или явный конфликт с учителями.
  55. Лидерство в классе.
  56. Предпочтение индивидуальным занятиям.
  57. Академически одаренные (отличная успеваемость по всем предметам).
  58. Специальная одаренность по предмету.
  59. Физически развит, подвижен, любит спорт.
свернуть

Памятка учителю-предметнику по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

  1. Ознакомиться с данными психологического исследования:
  • ведущий тип памяти;
  • мышление, внимание;
  • круг интересов;
  • професссиональная направленность.
  1. Консультирование с классным руководителем по вопросам:
  • успеваемости;
  • уровня трудности заданий;
  • круга интересов;
  • индивидуальных особенностей школьников;
  • организации учебного процесса.

3.Организация индивидуальной работы на уроке:

  • определить меру трудности задания;
  • разработать индивидуальный план работы на уроке;
  • продумать систему творческих упражнений;
  • разработать систему обратной связи.
  1. Организация мониторинга качества знаний, умений, навыков.
  2. Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.
  3. Проведение рефлексии собственного урока с позиции его результативности.
  4. Консультирование родителей.
свернуть

Памятка классному руководителю по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

  1. Ознакомиться с данными психологического исследования:
  • ведущий тип памяти;
  • объём внимания;
  • круг интересов;
  • профессиональная направленность.
  1. Консультации с учителями-предметниками по вопросам:
  • успеваемости;
  • уровня трудности заданий;
  • индивидуальных способностей школьника.
  1. Работа с родителями по развитию индивидуальных способностей детей.
  2. Организация мониторинга качества усвоения отдельных предметов, исследовательской деятельности ученика.
  3. Наблюдения  за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями на уроках, фиксация плотности деятельности, особенностей учебной работы.
  4. Рекомендации по воспитанию и обучению:
  • учителю-предметнику;
  • организатору внеклассной работы;
  • администрации школы;
  • родителям.
свернуть

Памятка родителям по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

  1. Проанализируйте собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе.
  2. Будьте честными, все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети в большей степени.
  3. Оценивайте уровень развития ребёнка.
  4. Избегайте длинных объяснений или бесед.
  5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении или являться признаками одарённости.
  6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  7. Стремитесь развивать в своих детях следующие личные качества:
  • уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную любознательность и человечность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.
  1. Цените то, что хотите привить ребёнку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
  2. Старайтесь точно рассчитать момент и степень реакции на потребности ребёнка.
  3. Позвольте ребёнку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами можете сделать всё быстрее и лучше.
  4. Не оказывайте давления на ребенка в его школьных делах, но будьте всегда готовы придти в случае необходимости или предоставить дополнительную  информацию в сфере, к которой ребёнок проявляет интерес.
свернуть

Что способствует успешному учению?

  1. Обстановка толерантности - терпеливое отношение к коллегам, подчиненным и детям.
  2. Создание в школе обстановки творчества и соревновательности.
  3. Постоянное стимулирование каждого за любой успех. Награда, соответствующая успеху, должна обязательно найти героя.
  4. Педагоги должны научиться находить для каждого ученика его возможную персональную линию успеха.
  5. Ребёнок всегда должен быть абсолютно уверен, что педагоги и родители всегда придут к нему на помощь и никто и никогда, ни при каких обстоятельствах не выдаст его проблемы и тайны никому.
  6. Высокая степень демократизма, когда каждый педагог и каждый учащийся может быть уверен, что он будет услышан, понят и разумно поддержан. Что каждый человек может участвовать по мере своего желания, сил и способностей в делах управления школой.
  7. Учащийся должен знать, что его никогда не коснется негативным образом учительская власть или учительское самодурство и что он может рассчитывать на безусловно щадящий режим и индивидуальный подход при оценке его деятельности.
  8. Всю свою деятельность школа должна строить на основе обучения и воспитания успехом - когда педагоги и родители стараются заметить каждый росток успеха в каждом и развить его.
  9. Постоянное уважение личности учащегося. Выражающееся в привитии  каждому жителю школы культуры высокого самоуважения.
  10. Учительской профессии противопоказано срывать зло на учащихся, приближать к себе любимчиков и демонстрировать к кому-то из учеников неприязнь или безразличие.
  11. Совместная с родителями работа по воспитанию и обучению детей.
  12. Создание условий для саморазвития ребёнка.
  13. Практико-ориентированный характер обучения.
  14. Достойный психологический климат в школе и в классе.
  15. Красота, чистота и порядок.
  16. Одинаково доброе отношение каждого работника школы ко всем учащимся.
  17. Биография, личность, поступки, выражения и решения учителя должны быть привлекательны.              

 

свернуть

Требования к оформлению научно-практической работы:

         Паспорт работы - это её титульный лист. На нём должны быть следующие сведения: где выполнена работа, название темы, кто её выполнил, руководитель.

            Затем даётся план работы, раскрывающий тему; в нём обязательно должны быть введение и заключение.

        В ведении нужно обосновать актуальные темы, проанализировать научную и научно-популярную литературу, опубликованную по данной теме, и после этого определить цель и задачи исследования.

        Затем выполняются пункты плана, раскрывающие непосредственно тему. Необходимо раскрыть знание проблемы, умение анализировать, обобщать, делать выводы, обосновать свою точку зрения на спорные вопросы. Материал нужно излагать просто.

        Завершает работу заключение, в котором автор должен подвести итоги исследования, высказать мнение по исследуемому вопросу, показать, что нового вносит исследование и сделать соответствующие обобщения и выводы.

        Завершает работу список литературы. Может быть и приложение к работе в виде иллюстрационного материала, таблиц, схем, графиков и т. д.

свернуть

Ошибочные концепции проблемы одарённости

  1. Неспособных детей нет

Вера в каждого ребёнка не должна мешать истине: от природы нет                    никаких способностей, есть только задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки, которые могут перейти в способность при определённых условиях.

  1. Для развития умственных способностей нужна усиленная интеллектуальная деятельность

Не любая деятельности развивает способности. Человек - биосоциальное существо, движимое интересами. Есть интерес - горы свернёт, нет интереса - нет реагирования.

  1. Если ребёнок проявляет себя в спорте, то об умственных способностях можно не "беспокоиться"

Моторная способность является основой общих способностей человека.

  1. Одарённые дети - это те, кто мгновенно схватывают, быстрее соображают, лучше всех учатся

Одарённость может быть академической и творческой. Первые - любимцы школы, вторые - её изгои, странные школьники (Энштейн, Дарвин). Обществу нужны те и другие. Главный вопрос - как создать им равные условия развития.

Целостность человека одарённого достаточно полно описывается тремя понятиями:

  • энергопотенциал
  • психомоторика
  • критичность

Необходимо преодолеть негативное, подозрительное, скептическое отношение нашего общества к одарённым детям. Хотя даровитые юные спортсмены, музыканты, танцоры, певцы вызывают восторг, одобрение и поддержку.

свернуть

Система работы с одарёнными детьми

Выявление одарённых детей

  1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми, через:
  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
  • научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
  1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путём:
  • обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;
  • знакомства с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов,     об особенностях личностного развития их ребёнка:
  • периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одарённых учеников в их классах.
  1. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одарённости, в единстве с такими видами деятельности, как:
  • знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
  • лонгэтюдное( длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребёнку проявить способности.
свернуть