РУС БЕЛ ENG

Классному руководителю

Работа по Декрету № 18

В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТАМ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 
В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ №18
Важным направлением работы учреждений образования является профилактика социально опасного положения несовершеннолетних и их семей, выявление, учет и защита несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической, психологической и иных видах помощи.
Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, рассматривается как комплекс согласованных профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на основании:
*    обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних;
*    анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
*    анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
*    учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;
*    выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
* учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений.
Информация о социально опасном положении несовершеннолетнего, полученная управлением образования из государственных органов, иных организаций, от граждан, немедленно направляется в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) несовершеннолетний, либо в социально-педагогический центр (если несовершеннолетний не достиг 3-х летнего возраста).
Во всех учреждениях образования ведется журнал учета входящей информации о семейном неблагополучии. Информация о неблагополучии в семьях, поступающая от государственных органов, организаций и граждан, должна регистрироваться своевременно, аккуратно и в полном объеме (сокращения не допускаются).
При получении информации о социально опасном положении несовершеннолетнего по поручению руководителя учреждения образования педагогическими работниками учреждения образования (педагогом социальным, педагогом-психологом и др.) с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних проводится изучение положения несовершеннолетнего, составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (приложение 2 к Инструкции № 47), выявленная ситуация в семье всесторонне анализируется, после чего составляется  аргументированный ответ, который направляется согласно установленному сроку (7 дней) в социально-педагогический центр.
В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего (приложение 1 к Инструкции № 47) в семьях, учреждение образования проводит социальное расследование.
Социальное расследование – процесс сбора и анализа информации о наличии либо отсутствии оснований для признания ребенка находящимся в социально опасном положении, включающий в себя обследование условий жизни и воспитания ребенка, сбор информации о законных представителях ребенка и иных лицах, имеющих доступ к ребенку, медицинское и психологическое обследование ребенка (при необходимости), сбор информации о состоянии здоровья   и развитии ребенка и иных сведений, необходимых для оценки положения ребенка в семье.
В ходе социального расследования, специалистам учреждения образования необходимо запросить  информацию о семье из инспекции по делам несовершеннолетних, учреждения здравоохранения, РСЦ и других заинтересованных организаций.
Признание воспитанника находящимся в социально опасном положении, соответственно и постановка на учет в учреждении образования, как находящегося в социально опасном положении, также и снятие его с учета должны осуществляться по решению педагогического совета или совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с уведомлением законных представителей несовершеннолетнего.
На заседание Совета по профилактике приглашаются представители всех субъектов профилактики, принимающих участие в реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
На заседание Совета по профилактике педагогом социальным (педагогом-психологом) учреждения образования, либо лицом, выполняющим данный функционал, готовятся следующие документы:
акт обследования установленного образца (приложение 2 к Инструкции № 47) с мотивированным заключением о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
документы, подтверждающие социально опасное положение несовершеннолетнего (итоги социального расследования - табель пропусков занятий, акты обследования, медицинские справки, показания детей и соседей, рапорты сотрудников ИДН и РУВД и др.).
ВАЖНО:
*Формулировка критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних указывается в соответствии с приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите № 47 (в редакции постановления Минобразования от 25.07.2011 № 117).
*При учете критериев социально опасного положения необходимо анализировать  степень участия обоих родителей в жизнедеятельности ребенка.
*Если в семье имеются несовершеннолетние дети, которые обучаются или воспитываются в других учреждениях образования, необходимо пригласить представителей СППС данных учреждений на заседание Совета по профилактике, уведомить администрацию учреждения образования, где обучаются или воспитываются несовершеннолетние.
*В случае если в семье воспитывается один ребенок, который обучается в школе, второй ребенок, посещающий ДДУ и третий – неорганизованный, неорганизованного ребенка ставит на учет, как находящегося в социально опасном положении школа.
*Не допускать признания несовершеннолетних из одной семьи находящимися в СОП по разным критериям и показателям.
В течение трёх дней после принятия Советом учреждения образования по профилактике решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в СПЦ Московского района (ул. Р.Люксембург,104)необходимо предоставить следующие документы:
уведомление о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
выписку из решения Совета по профилактике о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего установленного образца (приложение 2 к Инструкции № 47)
учетную карту  несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении (в 2-х экземплярах).
Социальное расследование по фактам неблагополучия в семьях, воспитывающих неорганизованных несовершеннолетних, проводится специалистами социально-педагогического центра. Если данные факты подтверждаются, на базе социально-педагогического центра проводится совет профилактики, где заслушивается вопрос о признании неорганизованного несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.  В случае  если  несовершеннолетнему еще не исполнилось  1,5 года, работу с семьей ведут специалисты социально-педагогического центра, если на момент признания находящимся в социально опасном положении несовершеннолетнему уже исполнилось 1,5 года, на совет по профилактике приглашается представитель детского дошкольного учреждения, специалисты которого в дальнейшем будут вести работу по реабилитации семьи.
Ежемесячно, до 3-его числа каждого месяца  в СПЦ Московского района необходимо предоставлять учетные данные о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Учетные данные подаются в СПЦ в бумажном варианте, утвержденные руководителем учреждения образования. Учетные данные о несовершеннолетнем, признанном находящимся в социально опасном положении, должны содержать полные сведения о несовершеннолетнем, его законных представителях, несовершеннолетних сестрах и братьях, причины и условия социально опасного положения несовершеннолетнего, дату постановки на учет, отметку о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, дату снятия с учета.
ВАЖНО:
*Необходимо обратить внимание на индивидуализацию сведений по детям из одной семьи (не всегда данная информация едина для всех несовершеннолетних из одной семьи).
Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
Работа по устранению причин и условий неблагополучия воспитанника должна строиться на основе взаимодействия учреждения образования, социально-педагогического центра и других ведомств.
Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, утверждается руководителем  учреждения образования не позднее недели со дня вынесения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении и согласовывается  с заинтересованными организациями.
В индивидуальном плане защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения несовершеннолетнего, указываются конкретные сроки реализации мероприятий и сроки контроля.
ВАЖНО:
*Планирование мероприятий по выведению несовершеннолетнего из социально опасного положения строится исходя из критериев  и показателей, предусматривает их устранение, и в первую очередь подразумевает работу с родителями. В плане должны быть предусмотрены мероприятия по устранению всех причин социально опасного положения.
*В графах «Сроки контроля выполнения», «Сроки реализации» прописываются конкретные даты. Не допускается употребление слов «постоянно», «регулярно».
*Необходимо определять конкретные сроки отчетности всех служб в реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.
*Обязательно включение в план защиты мероприятий по контролю за своевременной оплатой коммунальных услуг, платежей за электроэнергию.
*Если на Совете профилактики принимается решение о необходимости продления срока реализации плана для решения тех или иных вопросов, необходимо указывать конкретный срок продления.
*При изменении критериев социально опасного положения, значимых обстоятельств в жизни семьи (переезд, потеря работы, смерть одного из родителей и так далее) утверждаются и согласовываются дополнения к плану защиты несовершеннолетнего.
*Ежеквартально в СПЦ представляется отчет о реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении.
*В отчетах, анализе проведенной работы по выполнению плана защиты необходимо отражать принятые меры по выведению несовершеннолетнего из социально опасного положения, их результативность, а не перечислять проблемы, причины и т.д. Отчет должен содержать информацию всех субъектов профилактики (согласно плану защиты) за отчетный период.
*Выполнение плана защиты заслушивается ежемесячно на заседании  Совета профилактики с приглашением представителей всех субъектов профилактики, участвующих в его реализации. В случае отсутствия представителя, организация обязана предоставить в учреждение образования отчёт о  проделанной работе по реализации плана защиты.
*При рассмотрении вопроса об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении на заседании Совета профилактики необходимо заслушать мнение всех субъектов профилактики, участвующих в реализации плана защиты. Накануне рассмотрения соответствующего вопроса на Совете профилактики –  необходимо провести обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, акт должен отражать информацию об устранении всех причин, повлекших признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.
*Целесообразно на заседание совета профилактики пригласить родителей, выслушать их мнение (отразить в протоколе).
Если в семье воспитываются несколько детей, то содержание решения совета профилактики необходимо согласовать с учреждением образования, в котором обучаются (воспитываются) другие несовершеннолетние.
При переводе несовершеннолетнего в иное учреждение образования предоставляются сведения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, осуществляется передача соответствующих сведений, несовершеннолетний снимается с учета несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. В обратном случае, при поступлении информации о поступлении несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении,  в учреждении образования на заседании Совета профилактики рассматривается вопрос о постановке на учет несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении.
Возможные варианты решений на заседании Совета профилактики:
1. При признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении в решении Совета профилактики учреждения образования прописывают:
1.1 Признать несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) находящимся в социально опасном положении (указать причины).
1.2 Направить учетные данные несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) для внесения в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении, и информировать СПЦ.
В уведомлении в СПЦ указывают:
Администрация учреждения образования просит внести на учет в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении (дата и т.д.).
2. При снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении в решении Совета профилактики учреждения образования прописывают:
2.1 Отменить решение Совета по профилактики (дата и №) о признании несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), находящимся в социально опасном положении, в связи с нормализацией ситуации в семье (либо указать другие причины: признание несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите и др.)
2.2 Подготовить пакет документов для исключения несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) из районного банка данных детей, находящихся в социально опасном положении, в связи с нормализацией ситуации в семье (либо указать другие причины: признание несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите и др.) и информировать СПЦ (указать все документы).
В уведомлении в СПЦ указывают:
Администрация учреждения образования просит исключить из учета в районном банке данных детей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), в связи с нормализацией ситуации в семье (либо указать другие причины: признание несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите и др.) на основании решения Совета по профилактике (дата и №).
3. При снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении в Московском районе при переходе в учреждение образования другого района в решении Совета профилактики учреждения образования прописывают:
3.1 Исключить несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) из районного банка данных детей, находящихся в социально опасном положении.
3.2 Передать копии документы о неблагополучии в семье несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) администрации учреждения образования (указать куда переходит ребенок) для защиты его прав и законных интересов. (перечислить прилагаемые документы).
3.3 Информировать ГУО «Социально-педагогический центр Московского района г. Минска» о (перемене места жительства, переходе в другое учреждение образования и т.д.) несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении, для внесения изменений в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении.
В уведомлении в СПЦ указывают:
Администрация учреждения образования просит исключить из учета в районном банке данных детей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетнего (Ф.И.О.), в связи (с переменой места жительства, переходом в другое учреждение образования и т.д.) (дата и т.д.).
4. При переходе несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении, в другое учреждение образования Московского района в решении Совета профилактики учреждения образования откуда выбывает ребенок прописывают:
4.1 Подготовить и передать копии документов несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении, администрации учреждения образования (указать куда переходит ребенок) для защиты его прав и законных интересов.
4.2 Информировать ГУО «Социально-педагогический центр Московского района г. Минска» о (переходе в другое учреждение образования и т.д.) несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении, для внесения изменений в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении.
В решении Совета профилактики учреждения образования куда поступает ребенок прописывают:
4.3 Продолжить работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении.
4.4 Информировать ГУО «Социально-педагогический центр Московского района г. Минска» о поступлении в учреждение образования (указать) несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), признанного находящимся в социально опасном положении, для внесения изменений в районный банк данных детей, находящихся в социально опасном положении.
ВАЖНО: в случае отчисления ребенка, в том числе и в летний период, в связи с зачислением в другое учебное заведение, работа с несовершеннолетним и семьей продолжается до момента зачисления в другое учебное заведение (необходимо получить официальное подтверждение).
Возможные варианты решений на заседании совета профилактики при рассмотрении вопроса о реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:
*в ходе реализации плана в семье появились дополнительные обстоятельства неблагополучия:  принимается решение о разработке, утверждении и согласовании  дополнения к плану защиты;
*ситуация в семье имеет нестабильную динамику, родители не в полной мере выполняют рекомендации специалистов по улучшению ситуации в семье: принимается решение об обращении в комиссию по делам несовершеннолетних администрации Московского района г. Минска с ходатайством о проведении профилактической беседы с законными представителями несовершеннолетнего;
*ситуация в семье не улучшается, либо имеет негативную динамику, родители ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, уклоняются от участия в реализации плана защиты:   принимается решение об обращении в комиссию по делам несовершеннолетних администрации Московского района г. Минска с ходатайством  о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.
Учреждение образования предоставляет  ходатайство в КДН того района, где проживает ребенок (независимо от места регистрации несовершеннолетнего).
Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите должно содержать:
*информацию о социальном положении ребенка;
*информацию о причинах признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
*информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия;
*обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
Ходатайство подписывается руководителем учреждения образования. Ходатайство подается в комиссию по делам несовершеннолетних на имя председателя комиссии по делам несовершеннолетних.
К ходатайству о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, прилагается:
1) акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (приложение 2 к инструкции №47);
2) акты посещения семьи несовершеннолетнего (не менее 3-х);
3) отчет о реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;
4) копия индивидуального плана защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего (с отметками о выполненной работе);
5) копия свидетельства о рождении (если единственный родитель – то свидетельство о смерти, справка ф-2);
6) копии паспортов родителей;
7) копия лицевого счета;
8) выписка из протокола Совета профилактики  о постановке ребенка на учет, как находящегося в социально опасном положении;
9) выписка из протокола Совета профилактики  с решением о необходимости обращения  в комиссию по делам несовершеннолетних, с ходатайством о признании несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите;
10) информация из детской поликлиники, подтверждающая необходимость признания несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите;
11) информация из инспекции по делам несовершеннолетних, подтверждающая необходимость признания несовершеннолетнего, нуждающимся в государственной защите;
12) иная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего в семье.
Такой же пакет документов предоставляется в социально-педагогический центр (каб. 304).
После признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, работа учреждения образования с законными представителями несовершеннолетнего продолжается и  должна быть направлена на возвращение ребенка в биологическую семью.
После получения постановления КДН  о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, Советом профилактики  принимается решение о   снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении, (следующим числом  после принятия решения КДН).
В течение трех дней, со дня принятия решения о снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении, необходимо предоставить в СПЦ Московского района следующие документы:
*Уведомление о снятии несовершеннолетнего с учета, как находящегося в социально опасном положении;
*Выписку из Совета профилактики;
*Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (приложение 2 к инструкции №  47);
*Отчет о реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
Результаты реабилитационной работы с законными представителями несовершеннолетнего, признанного нуждающимся в государственной защите, специалисты учреждений образования предоставляют в СПЦ каждые 3 месяца, в результате принимается решение о возможности возвращения ребенка в семью либо обращении в суд с исковым заявлением о лишении родителей родительских прав.
После возвращения ребенка в семью по решению КДН либо решению суда специалистами учреждения образования  полгода (минимальный срок, который при необходимости продлевается) совместно со специалистами СППС СПЦ продолжается социальный патронат семьи, который предполагает психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего и его законных представителей.
Специалисты учреждения образования предоставляют в СПЦ проект плана работы с семьей в рамках патронатного сопровождения, сроком на 1 год. В дальнейшем каждые три месяца в СПЦ предоставляется анализ работы с семьей.  При повторном проявлении семейного неблагополучия   возможно принятие решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении. В этом случае патронат завершается.
свернуть