Ребёнок, поступающий в школу, должен знать:
- свое имя, отчество и фамилию;
- свой возраст (желательно дату рождения);
- домашний адрес;
- свой город и его главные достопримечательности;
- страну, в которой живет;
- фамилию, имя, отчество родителей, их профессии;
- времена года (последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года);
- домашних животных и их детенышей;
- диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей;
- транспорт наземный, водный, воздушный.
Ребёнок должен уметь:
- различать одежду, обувь и головные уборы, зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды;
- уметь рассказывать русские и белорусские народные сказки;
- различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т.д.);
- внимательно, не отвлекаясь, слушать взрослого 30—35 минут;
- полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок;
- запомнить и назвать 6—8 предметов, слов;
- различать гласные и согласные звуки;
- разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
- определять количество и последовательность звуков в словах типа: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;
- хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы);
- владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов);
- свободно считать от 1 до 10 и обратно; выполнять счетные операции в пределах 10.
Перед поступлением ребенка в школу родителей обычно беспокоит вопрос о том, как подготовить его к овладению навыками письма.
Нужно знать, что способность писать требует:
- хорошо развитой моторики кисти;
- явно выраженной доминирующей руки (правой/ левой);
- координации между глазами и кистью руки;
- развитых глазных мускулов и скоординированной фиксации глаз;
- восприятия и понимания картинок;
- распознавания различных форм (букв) с помощью осязания;
- понимания нормальной речи и хорошего сложного запаса.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых, и малыш закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом время рисования, письма печатными буквами, штришки. Правила пользования ручкой разрабатывались детально: в них учтены правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способность выдерживать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка же, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно после переучить.
КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола.
Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5—2 см.
Конец пишущего предмета ориентирован на плечо.
Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.
ВАС ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ...
Если ребенок активно поворачивает лист во время рисования и закрашивания — это означает, что малыш не умеет изменять направление линии только при помощи пальцев (а значит, его рука жестко фиксирована).
КАК ИСПРАВИТЬ?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
- На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
- Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
- Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур (размером в треть альбомного листа) без отрыва руки.
- Если ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание и на сформированность навыка письма.
ПОМНИТЕ!
- В дошкольном возрасте нужно не обучать ребенка написанию письменных букв, а готовить его к письму при помощи специальных упражнений.
- Задания должны быть нескучными, с интересными рисунками, которые можно обвести и раскрасить.
- Материал для обучения письму должен строго дозироваться. Дошкольник 6 лет не должен прописывать, даже с отдыхом, более 3—4 строчек.
- Заниматься с ребенком желательно не более 20—30 минут.
- Не забудьте похвалить ребенка за старания, замечайте даже незначительные успехи, не ругайте его за каракули.
Подготовка ребенка к школе — сложный и трудоемкий процесс. Поэтому чем раньше ваш ребенок научится читать, считать, размышлять, сравнивать и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе!