РУС БЕЛ ENG

Работа опорного учреждения образования

Нормативные правовые документы

Инструктивно-методические письма

Образовательный стандарт

Учебные планы специального образования

Методические рекомендации
Правила безопасности
Перечни учебных изданий для учреждений специального образования
Учебные программы
Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
 
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с белорусским языком обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с русским языком обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с белорусским  и русским языками обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с белорусским и русским языками обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Учебные программы по учебным предметам для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с нарушением слуха


Учебные программы по учебным предметам для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха

Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с нарушениями зрения

Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями зрения

Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с трудностями в обучении

Учебные программы по учебным предметам для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении

Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении

Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Учебные программы факультативных занятий специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха

Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Учебные программы по учебным предметам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Специальные детские сады
Учебные программы для специального детского сада для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с нарушением речи

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с трудностями в обучении

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Программы для специального детского сада для воспитанников с нарушениями зрения

Программы для специальных детских садов

Учебно-методическая литература

В помощь педагогам

 Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия создания и порядок организации деятельности опорного учреждения, реализующего специальные образовательные программы на уровне общего среднего образования.

Статус «Опорное учреждение образования» придается учреждению образования на основании приказа начальника отдела образования Островецкого райисполкома.

Признание учреждения образования опорным учреждением образования не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и в его Уставе не фиксируется.

Опорное учреждение образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными правовыми документами Республики Беларусь и иными локальными актами.

2.ЗАДАЧИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Задачами опорного учреждения образования являются: обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на уровне общего среднего образования в соответствии с образовательными стандартами;

создание специальных условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

концентрация материально-технических, педагогических и информационных ресурсов по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

создание необходимой оптимальной образовательной среды для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

накопление практического опыта работы с детьми с особенностями психофизического развития, распространение инновационного ресурса, разработанного и апробированного в опорном учреждении образования;

работа с детьми родителями, педагогами учреждения образования по формированию позитивного отношения к лицам с особенностями психофизического развития;

создание медиатеки, формирование ее фонда современными учебными и иными изданиями по вопросам воспитания и обучения лиц с особенностями психофизического развития;

организация и проведение семинаров, практикумов и иных мероприятий по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

оказание организационно-методической помощи администрации учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования;

организация и проведение консультаций для педагогических работников региона, реализующих образовательные программы специального образования. По вопросам развития, обучения, воспитания лиц с особенностями психофизического развития с использованием соответствующих ресурсов опорного учреждения образования;

эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Организационно – методическая работа:

подготовительная работа с учащимися и их законными представителями по принятию условий и правил функционирования опорного учреждения, реализующего специальные образовательные программы на уровне общего среднего образования;

подбор кадров для работы в классах интегрированного обучения и воспитания;

организация и осуществление на диагностической основе коррекционно-образовательного процесса, коррекционно- педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития;

участие в разработке программно-методического обеспечения процесса специального обучения и воспитания;

активизация взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса.

3.2. Работа по созданию адаптивного образовательного пространства:

Создание адаптивной образовательной пространственной среды в учреждении образования в целом (организация безбарьерной среды);

Создание доступного развивающего пространства, обладающего наибольшим стимулирующим и поддерживающим потенциалом в группе (организация микро-пространства);

Организация образовательной работы с обязательным включением лиц с особенностями психофизического развития в совместную деятельность (трудовую, бытовую, художественную, оздоровительную, спортивную и др.)

3.3 Информационно – методическая работа

Осуществление комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся с особенностями психофизического развития;

Активное использование в коррекционно-образовательном процессе современных информационных коммуникативных технологий, адекватных возможностями потребностям обучающихся;

Пропаганда инклюзивных процессов в образовании, работа по формированию толерантного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Деятельность опорного образовательного учреждения направлена на создание единого научно–методического пространства, обеспечивающего реализацию основных направлений специального образования.

Деятельность образовательного учреждения в режиме опорного может быть прекращена в случае невостребованности содержательных и организационных форм деятельности образовательной интеграции или по другим обоснованным причинам.

Опорное учреждение образование имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Опорное учреждение образования имеет право осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в соответствии с законодательством.

  1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Финансирование деятельности опорного учреждения образования осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых учреждением образования из местных бюджетов, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

ПЛАН

работы опорного учреждения образования по организации интегрированого обучения и воспитания

 

Направление работы

Содержание деятельности

Срок

Ответственные

I. Организация образовательного процесса обучающихся с ОПФР

1. Укомплектование классов интегрированного обучения и воспитания, организация обучения по соответствующим образовательным программам с учетом рекомендаций районного ЦКРОиР, пункта коррекционно-педагогической помощи, групп интегрированного обучения и воспитания (приказы, учебные программы) 

до 01.09.2023

Сосновская Л.С.

Корнило Н.А.

 

 

2. Нормативное правовое обеспечение специального образования на уровне общего среднего образования на 2023/2024 учебный год  

до 31.08.2023

Корнило Н.А.

Учителя- дефектологи

 

3. Подготовка учебно-методической базы для успешной реализации специальной образовательной программы на уровне общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

до 31.08.2023

Учителя- дефектологи

4. Обеспечение учащихся с ОПФР учебными пособиями

до 01.09.2023

Библиотекарь,учителя-дефектологи

 

II. Организация психолого-педагогического сопровождения

1. Организация психолого-педагогического сопровождения (приказ)

до 01.09.2023

Сосновская Л.С.

Корнило Н.А.

3. Проведение диагностики личностных особенностей детей с ОПФР, их мотивации; изучение социометрического стстуса семей с ОПФР

сентябрь – октябрь 2023 года

апрель 2024 года 

Педагог психолог

Учителя-дефектологи

 

4. Микроклимат и условия проживания учащихся с ОПФР в семьях

на протяжении года

Зинкевич А.В., педагог социальный

Классные руководители

5. Семинар-практикум «Ребенок с ОПФР: организация внутришкольного взаимодействия»  

декабрь

2023

Учителя-дефектологи

III. Создание безбарьерной и адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении

 

1. Создание безбарьерного и адаптационного образовательного пространства в учреждении образования

август 2023

 

Учителя-дефектологи

2. Систематизация оборудования дидактических материалов для проведения занятий в пункте коррекционно-педагогической помощи

сентябрь

2023

 Учителя-дефектологи

3. Систематизация оборудования для проведения уроков социально-бытовой ориетировки с учащимися с ОПФР

октябрь 2023

 

 

Учителя-дефектологи

IV. Методические мероприятия для педагогов, которые реализуют образовательные программы специального образования

1. Консультации для педагогов, которые реализуют образовательные программы специального образования (по запросу)

 

в течение учебного  года

Учителя-дефектологи

 

2. Обновление нормативного правового обеспечения

август 2023

Корнило Н.А., учителя-дефектологи

3.Заседание проблемной группы учителей-дефектологов и воспитателей персонального сопровождения

 

Семинар “Планирование и ведение документации воспитателей персонального сопровождения”

Инструктивное совещание “ Алгоритм по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий”  

Семинар “Организация рабочего пространства для детей с РАС”

Семинар-практикум с участием педагога-психолога “Родители – учителя – воспитатели персонального сопровождения. Взаимодействие, точки соприкосновения

сентябрь, декабрь 2023; февраль, март 2024

сентябрь 2023

 

октябрь 2023

 

 

декабрь 2023

 

март 2024

Корнило Н.А., Мельникова А.Л.

4. Методический фестиваль «Школа больших талантов»  

март 2024

Корнило Н.А., учителя-дефектологи, воспитатели индивидуального сопровождения

5. Консультирование законных представителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания учащихся с ОПФР

в течение учебного  года

Учителя-дефектологи, педагог- психолог, педагог социальный Зинкевич А.В.

6. Семинар-практикум “Обучение детей с особенными образовательными потребностями: инструментарий педагога”

ноябрь 2023

Корнило Н.А., учителя-дефектологи

7.                  Мастер-класс «Разработка планшетов для детей с РАС»

декабоь, 2024

 

Мельникова А.Л., воспитатели индивидуального сопровождения

8. Круглый стол «Мониторинг качества коррекционно-образовательного процесса за учебный год. Задачи и перспективы на 2024/2025 учебный год»  

июнь 2024

Участники образовательного процесса с детьми с ОПФР

V.                Взаимодействие с законными представителями учащихся с ОПФР 

1.        Беседы, консультации с законными представителями детей с ОПФР (по запросу), посещение на дому (по мере необходимости)

В течение учебного года (в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя)

Классные руководители классов интегрированного обучения и воспитания, учителя-дефектологи, педагог- психолог, педагог социальный

2.        Участие совместно с учащимися в мероприятиях шестого школьного дня

В течение учебного года (в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя)

Классные руководители классов интегрированного обучения и воспитания, учителя-дефектологи, педагог- психолог, педагог социальный

4. Анкетирование законных представителей учащихся с ОПФР «Определение уровня удовлетворенности образовательным процессом»  

декабрь 2023

 

май 2024

Учителя-дефектологи

5. Групповая консультация “Безопасность детей в летний период»

май 2024

Классные руководители классов интегрированного обучения и воспитания, воспитатели индивидуального сопровождения

6. Пополнение материалами тематических папок “Работа с законными представителями”

В течение учебного года

Учителя-дефектологи

VI. Методическая информационная поддержка образовательного процесса, фонда методических наглядных материалов

1. Пополнение фонда методических наглядных материалов в учебных кабинетах

В течение учебного года

Учителя-дефектологи

2. Обновление информационной стендовой наглядности

В течение учебного года

Учителя-дефектологи

3.Пополнение актуальными материалами тематической страницы “Специальное образование” на сайте учреждения образования  

В течение учебного года

Учителя-дефектологи

VII. Работа по формированию инклюзивной культуры лиц с ОПФР   

1.                  Психологическая гостиная «Шаг навстречу друг другу

декабрь 2023

Педагог-психолог 

2.      2. Занятие с элементами тренинга “Все мы разные, но мы вместе”

апрель 2024

Педагог-психолог 

3. Социальная акция «Доброта спасет мир», приуроченная ко Дню толерантности

16.11.2023

Классные руководители классов интегрированного обучения и воспитания, учителя-дефектологи, педагог-организатор

4. Организация и работа объединений по интересам для учащихся с ОПФР «Рисование без границ»

 

Овсяник В.В., педагог дополнительного образования; воспитатели индивидуального сопровождения

 

Учитель-дефектолог Хилькевич Елизавета Сергеевна

понедельник 

13.05 - 13.45

14.50 - 16.45

вторник  

12.50 - 16.25

среда -

четверг     

14.50 - 17.10

пятница    

13.50 - 15.20 

Учитель-дефектолог Жуковская Анастасия Антоновна

понедельник 

13.05 - 17.20

вторник  

12.05 - 16.30

среда      

12.05 - 16.30

четверг     

13.05 - 16.35

пятница    

13.05 - 16.30 

Основные цели и задачи педагогической деятельности

Основная цель деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) – это оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами ПКПП являются:

·       изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся с  целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

·       исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному освоению обучающимися содержания образовательных программ общего среднего образования;

·       формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

·       повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов;

·    формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.  

Направления работы учителя-дефектолога ПКПП

·       коррекция звукопроизношения;

·       развитие фонематических процессов;

·       пополнение активного и пассивного словаря;

·       формирование грамматического строя речи;

·       развитие связной речи;

·       совершенствование навыков письма и чтения;

·       развитие внимания, памяти, мышления;

·       формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля.

 

Зачисление в пункт коррекционно- педагогической помощи (ПКПП)expand_more

 осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

•          заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся с ОПФР);

•         заявления законного представителя обучающегося с ОПФР.    

Отчисление из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:

·       исправление нарушений физического и (или) психического развития;

·       смена места жительства;

·       перевод в иное учреждение образование;

·       отказ законных представителей учащегося от коррекционно- педагогической помощи.

Коррекционно-педагогическая помощь в 2023/2024 учебном году

Учитель-дефектолог

Мельникова Алёна Леонидовна

Образование: высшее – «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»,

Категория: первая квалификационная категория,

Педагогический стаж: свыше 5 лет.

Тематика консультаций

Содержание

Формы работы

Срок выполнения

«Особенности протекания адаптации к условиям школьной среды

(1 класс)»

Консультация

Сентябрь

«Знакомство с результатами психолого-педагогической диагностики»

Консультация

Октябрь

«Развитие у ребенка навыков самообслуживания»

Консультация

Ноябрь

«Обучение ребенка с ОПФР навыкам опрятности»

Консультация

Декабрь

«Помощь родителей детям при подготовке домашнего задания»

Консультация

Январь

«Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением коммуникативных навыков»

Консультация

Февраль

«Развитие мелкой моторики рук»

Консультация

Март

«Почему детям трудно в школе?»

Консультация

Апрель

«Нормализация жизни семьи с особенным ребенком»

Консультация

Май

 

Кабинет расположен на третьем этаже, оснащен современным оборудованием и обеспечен необходимым наглядным учебно-методическим и дидактическим материалом. В кабинете предусмотрено одно место педагога и восемь рабочих мест для занятий с учащимися.

Основные цели и задачи педагогической деятельности

Цель интегрированного обучения:

  • способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.

 Задачи интегрированного обучения:

  • освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
  • исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
  • обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
  • создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
  • формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
  • формирование позитивно ориентированной личности;
  • профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

 Классы интегрированного обучения и воспитания:

  •  полной наполняемости;
  •  неполной наполняемости.

График работы

Дни недели

Рабочее время

Понедельник

8.00-15.00

Вторник

8.00- 14.00

Среда

8.00- 14.00

Четверг

8.00- 12.00

13.00- 15.00

Пятница

8.00- 9.00

10.00- 14.00

Консультирование родителей       

1-ый четверг месяца     

12.00 – 12.30                     

Консультирование педагогов  

3-ий четверг месяца      

12.00 – 12.30