ПЛАН воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнечный город» государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Островца» на период летних каникул с 01.08.2024 по 21.08.2024
Раздел1. Обоснование приоритетных направлений, форм, методов воспитательной работы на смену
В системе непрерывного воспитания каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Оздоровительный лагерь - одна из наиболее востребованных форм отдыха детей школьного возраста.
Лето-это своего рода мостик между окончанием учебного года и его началом. Большая «перемена» дана ребятам для укрепления их здоровья, физической закалки, приобретения ловкости и бодрости. Это также время нравственной закалки детей и подростков, их духовного обогащения, ярких впечатлений.
Летняя оздоровительная компания – важная составляющая воспитательной деятельности по формированию личности ребенка. Обстановка летнего лагеря существенно отличается от условий, характерных для образовательного процесса в течение учебного года, ведь главная задача оздоровительного лагеря – организация отдыха детей.
Ключевую роль в организации летнего детского отдыха в лагере играют воспитатели. Именно от них зависит, будет ли отдых интересным. Увлекательным и полезным для детей, захочется ли им в лагерь в следующий раз.
При организации оздоровления детей в 2024 году опора делается на нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность воспитательно-оздоровительных учреждений образования, и вопросы оздоровления детей.
В период летней оздоровительной кампании предусмотрены мероприятия, способствующие формированию здорового образа жизни у воспитанников, а также мероприятия, приуроченные 80-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, Году Качества, мероприятия, посвящённые символике РБ.
С наступлением летних каникул перед родителями встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Сегодня в воспитательно-оздоровительном учреждении обучающиеся могут получить дополнительные занятия, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.
И ещё возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.
Основной состав воспитательно-оздоровительного учреждения – это обучающиеся образовательного учреждения в возрасте 6–12лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Деятельность воспитанников во время смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Задача педагогического коллектива учреждения образования в воспитательном плане состоит в том, чтобы поднять значение здорового образа жизни, организовать свободное время во время летних каникул.
Нормативное правовое обеспечение отдыха и оздоровления детей
Периоды смены
В структуре смены выделено три этапа – организационный, основной и заключительный. Каждый этап реализуется на двух уровнях – индивидуальном, отрядном.
Организационно-адаптационный период– 01.07 - 05.07.2024 г.
Знакомство, подготовка участников смены для реализации плана. В организационно-адаптационный период смены все участники лагеря должны освоить правила поведения при чрезвычайной ситуации для сохранения жизни и здоровья
Основной – 06.07 – 19.07.2024 г.
Отработка организационно-функциональной структуры управления деятельности данного плана;
внедрение перспективных воспитательных технологий, направленных на организацию совместной комплексной деятельности;
система работы с различными категориями специалистов, проведение мероприятий;
организация деятельности кружков и спортивных секций;
ведение мониторинга удовлетворенности лагерной сменой;
Заключительный – 20.07-21.07.2024 г. Мониторинговые исследования, социально-педагогический анализ результатов, поощрение воспитанников, рефлексия работы лагеря.
Игровая модель смены.
Программа деятельности тематической смены летнего оздоровительного лагеря квест «В поиске сокровищ».
Суть программы деятельности состоит в прохождении квеста островной тематики на протяжении лагерной смены. Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей Беларуси и малой Родины - Островетчины, изучением духовно-нравственных традиций и истории родного края, с миром движения, звуков, красок, ощущений.
Для того чтобы жизнь детей в лагере в рамках разработанной программы деятельности была веселой, интересной и познавательной, для каждого дела продуманы и обеспечены: интересные задания, соответствующий реквизит, яркое, красочное оформление, музыкальное сопровождение, справедливое жюри, поощрительные призы, почетные грамоты для победителей.
Девиз профильной смены: «Чтим прошлое, храним настоящее, верим в будущее».
Программа оздоровления направлена на реализацию воспитательных задач через модули:
Модуль 1 (далее- М1) – Познавательный;
Модуль 2 (далее -М3) – Спортивно-оздоровительный;
Модуль 3 (далее – М3) – Творческий;
Раздел 2. Целеполагание
Цель:
создание условий для оптимального удовлетворения потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха, раскрытие индивидуального потенциала и социальных инициатив детей.
Задачи: привлечение детей и подростков к осуществлению краеведческой деятельности на территории школьного оздоровительного лагеря с использованием необходимого инструментария;
осуществление комплекса мер по формированию культуры здорового образа жизни, укреплению здоровья детей;
продолжение работы по формированию у детей ответственного отношения к разумному сочетанию различных видов деятельности, потребности в повышении социальной активности как условия личностной успешности
Раздел 3. Направления воспитательной работы
Гражданское, патриотическое и эстетическое воспитание.
Эти направления включают в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Мероприятия этого направления формируют у детей соответствующие знания о праве и правовых нормах.
Нравственное воспитание
Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Формы организации:
изобразительная деятельность (оформление отрядного уголка, конкурс стенгазет и рисунков);
конкурсные программы;
творческие конкурсы;
час добрых дел;
игровые творческие программы;
концерты;
дискотеки;
выставки, ярмарки, оформление отрядных уголков, стенных газет;
ярмарка идей и предложений;
конкурс рисунков на асфальте;
коллективно-творческие дела и мн. др.;
Поликультурное воспитание
В данном направлении предусмотрены мероприятия, направленные на толерантное отношение к представителям других культур, национальностей. Основные формы работы в данном направлении: рисунки на асфальте, игры.
Эстетическое воспитание
Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Основные формы работы:
просмотр кинофильмов,
экскурсии в музеи;
конкурсы;
экскурсии на природу
Воспитание психологической культуры
В условиях летнего лагеря у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. Просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. Ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая социальная среда. Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.
Формы:
поездки, экскурсии;
посещение мероприятий РКК;
литературная гостиная;
познавательные игры и конкурсы;
тематические викторины
Воспитание культуры здорового образа жизни
Основополагающими идеями в работе с детьми в воспитательно-оздоровительном учреждении является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия: утренняя гимнастика;
минутки здоровья;
принятие солнечных и воздушных ванн;
организация экскурсий;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
спортивные эстафеты;
работа спортивного зала и стадиона.
Экологическое воспитание
Экологическая деятельность в лагере дневного пребывания направлена на формирование экологической культуры у учащихся, на развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств. Мероприятия данной направленности прививают у ребят гуманное отношение к природе, способствуют пониманию детьми важности сохранения и приумножения богатства родной природы, систематизируют и расширяют представления детей о предметах и явлениях природы.
Формы организации экологической деятельности:
уход за цветниками;
организация лекториев об экологии человека (окружающая среда и здоровье человека, вредные привычки);
викторины;
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности. Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период: беседы о правилах безопасности для детей «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках, походах, экскурсиях», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», Акция «Безопасное лето», игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре», инструкции по основам безопасности жизнедеятельности, встреча с сотрудниками Островецкого РОЧС: «Один дома», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде».
Семейное воспитание включает ряд мероприятий на формирование ответственного отношения к семье, через проведение совместных мероприятий с родителями, игры, конкурсы, проведение
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия и других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы работы:
бытовой самообслуживающий труд (уборка места работы и отдыха);
уход за комнатными растениями
Воспитание культуры быта и досуга
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания в лагере.
Основные формы работы:
посещение концертов, спортивных соревнований, представлений;
прогулки, путешествия
РАЗДЕЛ 4. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дата |
Временной период |
Форма работы и название |
Место проведения |
Участники |
Ответственные исполнители |
01.07 |
утро |
Собрание «Лагерная кругосветка» Экспресс -тренинги «Знакомство» и «Наш отряд» |
актовый зал
игровые комнаты |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
педагог – организатор
воспитатели
|
день |
Игра «Ажиотаж» (поиск карты) |
спортивная площадка |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
02.07 |
утро |
Игровая викторина «Знай правила движения как таблицу умножения» (М1) (в рамках акции «Безопасные каникулы») Ярмарка идей. Творческая мастерская (подготовка к открытию смены) (М3) |
игровые комнаты
|
Воспитанники оздоровительного лагеря
|
воспитатели
|
день |
Акция «На телефоне доверия каникул не бывает»
Малые Олимпийские игры «Мы за здоровый образ жизни» |
Игровые комнаты
спортивная площадка |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
воспитатели
учителя физической культуры и здоровья |
|
05.07 |
утро |
Морская Академия открытий (М1) Конкурсно-игровая программа «Флибустьерский гамбит» Торжественное открытие лагерной смены «Добро пожаловать на борт!» Дискотека «На морской волне»
|
игровые комнаты
актовый зал
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
Воспитатели
педагог – организатор
воспитатели
|
день |
Спортивные игры «Смелее, быстрее, дальше» |
стадион
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
06.07 |
утро |
Танцевально-развлекательная программа «На всех парусах»
Конкурс отрядных плакатов «Мы против войны!» (к 80-летию со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков)
Минутка здоровья «Наши друзья – витамины» |
игровые комнаты
актовый зал
|
Воспитанники оздоровительного |
Воспитатели
медицинский работник учреждения образования |
день |
Игра «Встреча с Посейдоном» |
стадион
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
07.06 |
утро |
Экскурсия в РОЧС
Мастер-класс «Вторая жизнь ненужных вещей» |
Пешая экскурсия
Игровые комнаты |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
Воспитатели
воспитатели
|
день |
Спортивные игры на свежем воздухе |
стадион
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
08.07 |
утро |
Час безопасности на острове (М1) Исследование Новой Земли: поход (М2) Минутка здоровья «Солнечный ожог»: первая помощь при ожоге. |
игровые комнаты
поход в лесопарковую зону
актовый зал
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
Воспитатели
воспитатели
медицинский работник учреждения образования |
день |
Спортивно-игровая программа «Соблюдай законы дорог» |
территория школы
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
09.07 |
утро |
Исследование морского дна в поиске сокровищ: посещение ОСВОД
игра на местности «Семь ключей от лабиринта»
|
Яновское водохранилище
территория школы
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
Воспитатели
воспитатели
|
день |
Игра – состязание «На абордаж!» |
стадион |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
12.07 |
утро |
Познавательный турнир, посвящённый Году Качества «Белорусские бренды» (М1) Час информирования «Особенности административной ответственности несовершеннолетних» Видеофильм «Водопады мира» |
игровые комнаты
актовый зал
игровые комнаты
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
Воспитатели
педагог – организатор
Воспитатели
|
день |
Боулинг «Морской бой» |
стадион |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
13.07 |
утро |
Посещение кинотеатра «Любознательный пират»
Конкурс агитбригад «Я выбираю жизнь» |
ККЗ «Островец»
Актовый зал
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
Воспитатели
Педагог-организатор |
день |
Спортивная эстафета «Играй с нами, играй как мы, играй лучше нас» |
стадион
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
14.06 |
утро |
Историческая викторина «В единстве сила и слава Беларуси» (в рамках акции «Квітней, Беларусь!») Морская академия капитана: посещение библиотеки |
игровые комнаты
Детская библиотека |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
воспитатели
воспитатели |
день |
Спортивная программа «Всем на старт» |
стадион |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
15.07 |
утро |
Минутка здоровья «Смех – великий лекарь» Час смекалки с доктором Неболитом. (отв.) Экспедиция «Пропавший фрагмент» |
игровые комнаты
актовый зал
поход в центральный парк
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
воспитатели
педагог – организатор
воспитатели, педагог-организатор
|
день |
Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни» Первенство лагеря по различным видам спорта. |
стадион |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
16.07 |
утро |
Экскурсия в г. Молодечно |
Г. Молодечно |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
воспитатели
|
день |
Спартыўны марафон “Бяжым ад хвароб” |
стадион |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
19.06 |
утро |
Брейн-ринг «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!» Игровая программа «Нам без шуток никуда» |
игровые комнаты
игровые комнаты
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
воспитатели
воспитатели |
день |
Состязание «Бравый моряк» (лазертаг) |
стадион |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
20.06 |
утро |
Экологический десант «Приведем остров в порядок»
Конкурс «Мисс-Жемчужина»
Подготовка к закрытию «Хоровод друзей» |
игровые комнаты
актовый зал
игровые комнаты |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
воспитатели
педагог – организатор
воспитатель
|
день |
Малая спартакиада |
стадион |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
|
21.06 |
утро |
Анкетирование на выявления удовлетворённости жизнедеятельностью в лагере Закрытие лагерной смены «На всех парусах» Церемония награждения победителей «Потерянные сокровища»
|
игровые комнаты
актовый зал
актовый зал
|
Воспитанники оздоровительного лагеря |
воспитатели
педагог – организатор
Фещенко Л.В.
|
день |
Дискотека «Прощальный причал» |
стадион |
Воспитанники оздоровительного лагеря |
учителя физической культуры и здоровья |
РАЗДЕЛ 5. Анализ эффективности воспитательного и оздоровительного процессов следующими показателями:
количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий); показатели социального развития личности (не умел – научился, не знал – узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности: поделки, рисунки, походы, акции); показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности); технологические показатели (уровень организации и координации деятельности); экономические (уровень материальных затрат на реализацию); уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей качеством реализации программы.
Предлагаем следующие критерии оценки результативности реализации программы:
№ |
Критерии |
Индикаторы |
Формула |
Форма определения |
1 |
Уровень комфортности |
Доля детей, которые чувствуют себя комфортно |
Отношение количества детей, ответивших «да» к общему количеству детей в лагере |
Анкетирование |
2 |
Уровень самореализации |
Доля детей, проявивших свои способности и умения |
Отношение количества детей, проявивших свои способности и умения к общему количеству детей в лагере |
Анкетирование |
3 |
Уровень саморазвития |
Доля детей, которые приобрели конкретные умения и навыки |
Отношение количества детей, которые приобрели конкретные умения и навыки к общему количеству детей в лагере |
Анкетирование |
4 |
Уровень оздоровления |
Прибавка детей в массе и росте |
Отношение количества детей с оздоровительным эффектом к общему количеству детей в лагере |
Мониторинг массы и веса |
5 |
Уровень творческой активности детей |
Доля детей, проявивших творческие способности |
Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?», Модифицированные креативные тесты Вильямса |
Диагностика социальной активности |
6 |
Оценка лагерной смены |
Доля детей, удовлетворённых лагерной сменой |
Отношение количества детей, которые удовлетворены лагерной сменой к общему количеству детей в лагере |
Анкетирование |
Результатом реализации программы будут являться следующие показатели:
- Для детского коллектива раскрытие и развитие творческого потенциала с возможностью его последующей реализации в семье и школе; формирование навыков творческой деятельности и успешного участия ребёнка в коллективно-творческой деятельности; проявление ребёнком своей творческой индивидуальности как одной из форм общения в детском коллективе.
- Для педагогического коллектива: уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности; уровень психологического комфорта вожатых в коллективе; накопление профессионального педагогического опыта.
- Для родителей: физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка; реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности; полноценный отдых ребенка.
Мониторинг воспитательного процесса
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.
Дети приходят в разновозрастные отряды и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях. Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.
№№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
Дата |
21 |
Входное анкетирование |
Воспитатели |
02.07.2024 |
32 |
Рефлексия мероприятий |
Воспитатели |
В теч. смены |
43 |
Итоговое анкетирование |
Воспитатели, педагог социальный |
21.07.2024 |
Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый
Циклограмма дел, мероприятий по организации
жизнедеятельности отрядов на протяжении смены.
Ежедневно:
Утренняя зарядка
Общелагерная линейка
Прогулки на свежем воздухе
Уборка отрядных мест
Методика «Бюллетень на каждый день»
(санитарный, экологический)
1 раз в неделю:
Проведение информационного часа
Контроль оформления отрядных мест
2 раза в неделю:
Сбор органов самоуправления
1 или 2 раза в смену:
Проведение организационных сборов по ознакомлению с требованиями пребыванию и поведению воспитанников
Проведение общеобразовательных занятий
Праздник, посвященный открытию смены
Праздник, посвященный закрытию смены