РУС БЕЛ ENG

Работа опорного учреждения образования

Нормативные правовые документы

Инструктивно-методические письма

Образовательный стандарт

Учебные планы специального образования

Методические рекомендации
Правила безопасности
Перечни учебных изданий для учреждений специального образования
Учебные программы
Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
 
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с белорусским языком обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с русским языком обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с белорусским  и русским языками обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с белорусским и русским языками обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Учебные программы по учебным предметам для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с нарушением слуха


Учебные программы по учебным предметам для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха

Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с нарушениями зрения

Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями зрения

Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с трудностями в обучении

Учебные программы по учебным предметам для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении

Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении

Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Учебные программы факультативных занятий специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха

Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Учебные программы по учебным предметам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Специальные детские сады
Учебные программы для специального детского сада для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с нарушением речи

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с трудностями в обучении

Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Программы для специального детского сада для воспитанников с нарушениями зрения

Программы для специальных детских садов

Учебно-методическая литература

В помощь педагогам

 Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия создания и порядок организации деятельности опорного учреждения, реализующего специальные образовательные программы на уровне общего среднего образования.

Статус «Опорное учреждение образования» придается учреждению образования на основании приказа начальника отдела образования Островецкого райисполкома.

Признание учреждения образования опорным учреждением образования не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и в его Уставе не фиксируется.

Опорное учреждение образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными правовыми документами Республики Беларусь и иными локальными актами.

2.ЗАДАЧИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Задачами опорного учреждения образования являются: обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на уровне общего среднего образования в соответствии с образовательными стандартами;

создание специальных условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

концентрация материально-технических, педагогических и информационных ресурсов по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

создание необходимой оптимальной образовательной среды для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

накопление практического опыта работы с детьми с особенностями психофизического развития, распространение инновационного ресурса, разработанного и апробированного в опорном учреждении образования;

работа с детьми родителями, педагогами учреждения образования по формированию позитивного отношения к лицам с особенностями психофизического развития;

создание медиатеки, формирование ее фонда современными учебными и иными изданиями по вопросам воспитания и обучения лиц с особенностями психофизического развития;

организация и проведение семинаров, практикумов и иных мероприятий по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

оказание организационно-методической помощи администрации учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования;

организация и проведение консультаций для педагогических работников региона, реализующих образовательные программы специального образования. По вопросам развития, обучения, воспитания лиц с особенностями психофизического развития с использованием соответствующих ресурсов опорного учреждения образования;

эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Организационно – методическая работа:

подготовительная работа с учащимися и их законными представителями по принятию условий и правил функционирования опорного учреждения, реализующего специальные образовательные программы на уровне общего среднего образования;

подбор кадров для работы в классах интегрированного обучения и воспитания;

организация и осуществление на диагностической основе коррекционно-образовательного процесса, коррекционно- педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития;

участие в разработке программно-методического обеспечения процесса специального обучения и воспитания;

активизация взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса.

3.2. Работа по созданию адаптивного образовательного пространства:

Создание адаптивной образовательной пространственной среды в учреждении образования в целом (организация безбарьерной среды);

Создание доступного развивающего пространства, обладающего наибольшим стимулирующим и поддерживающим потенциалом в группе (организация микро-пространства);

Организация образовательной работы с обязательным включением лиц с особенностями психофизического развития в совместную деятельность (трудовую, бытовую, художественную, оздоровительную, спортивную и др.)

3.3 Информационно – методическая работа

Осуществление комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся с особенностями психофизического развития;

Активное использование в коррекционно-образовательном процессе современных информационных коммуникативных технологий, адекватных возможностями потребностям обучающихся;

Пропаганда инклюзивных процессов в образовании, работа по формированию толерантного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Деятельность опорного образовательного учреждения направлена на создание единого научно–методического пространства, обеспечивающего реализацию основных направлений специального образования.

Деятельность образовательного учреждения в режиме опорного может быть прекращена в случае невостребованности содержательных и организационных форм деятельности образовательной интеграции или по другим обоснованным причинам.

Опорное учреждение образование имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Опорное учреждение образования имеет право осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в соответствии с законодательством.

  1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Финансирование деятельности опорного учреждения образования осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых учреждением образования из местных бюджетов, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

ПЛАН

работы опорного учреждения образования по организации интегрированого обучения и воспитания

 

Направление работы

Содержание деятельности

Срок

Ответственные

Организация образовательного процесса обучающихся с ОПФР

Укомплектование классов ИОиВ, организация обучения по соответствующим образовательным программам с учетом рекомендаций районного ЦКРОиР, ПКПП, групп интегрированного обучения и воспитания (приказы, учебные программы)

до 30.08.2024

Сосновская Л.С.

Корнило Н.А.

Нормативное правовое обеспечение специального образования на уровне общего среднего образования на 2024/2025 учебный год

до 30.08.2024

Корнило Н.А.

Учителя-дефектологи

Подготовка учебно-методической базы для успешной реализации специальной образовательной программы на уровне общего среднего образования на 2024/2025 учебном году

до 30.08.2024

Учителя-дефектологи

Обеспечение учащихся с ОПФР учебными пособиями

до 30.08.2024

Библиотекарь

Учителя-дефектологи

Организация ППС

Организация ППС (приказ)

до 30.08.2024

Сосновская Л.С.

Проведение диагностики личностных особенностей детей с ОПФР, их мотивации

сентябрь 2024

май 2025

Педагог-психолог

Учителя-дефектологи

Микроклимат и условия проживания учащихся с ОПФР в семьях

на протяжении года

Бурак М.В., педагог социальный

Классные руководители

Создание безбарьерной и адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении

Создание безбарьерного и адаптационного образовательного пространства в учреждении образования

август 2024

Учителя-дефектологи

Систематизация оборудования, дидактических материалов для проведения занятий в ПКПП

август 2024

Учителя-дефектологи

Систематизация оборудования для проведения уроков СБО с учащимися с ОПФР

август 2024

Учителя-дефектологи

Методические мероприятия для педагогов, которые реализуют образовательные программы специального образования

Консультации для педагогов, которые реализуют образовательные программы специального образования (по запросу)

в течение учебного года

Учителя-дефектологи

Обновление нормативного правового обеспечения

август 2024

Корнило Н.А.

Учителя-дефектологи

Заседание проблемной группы учителей-дефектологов и воспитателей, осуществляющих персональное сопровождение

сентябрь, декабрь 2024

февраль, май 2025

Мельникова А.Л.

Консультирование родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР

В течение учебного года

Учителя-дефектологи

Педагог-психолог

Бурак М.В., педагог социальный

Мастер-класс «Разработка планшета-коммуникатора для детей с РАС»

декабрь 2024

Воронович Д.О.

Инклюзивный репортаж «Путешествие в мечту»

апрель 2025

Участники образовательного процесса с детьми с ОПФР

Круглый стол «мониторинг качества коррекционно-образовательного процесса за 2024/2025 учебный год. Задачи и перспективы на 2025/2026 учебный год»

май 2025

Участники образовательного процесса с детьми с ОПФР

Анкетирование педагогов классов ОИиВ

май 2025

Учителя-дефектологи

Взаимодействие с законными представителями

Беседы, консультации с законными представителями детей с ОПФР (по запросу), посещение на дому (по мере необходимости)

в течение учебного года (в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя)

Классные руководители классов ИОиВ

Учителя-дефектологи

Педагог-психолог

Педагог социальный

Участие совместно с учащимися в мероприятиях шестого школьного дня

в течение учебного года (в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя)

Классные руководители классов ИОиВ

Педагог-психолог

Педагог социальный

Анкетирование родителей учащихся с РАС

сентябрь 2024

Учителя-дефектологи

Анкетирование родителей учащихся с ОПФР «Определение уровня удовлетворенности образовательным процессом»

декабрь 2024

май 2025

Учителя-дефектологи

Групповая консультация «Безопасность детей в летний период»

май 2025

Классные руководители классов ИОиВ

Воспитатели, осуществляющие персональное сопровождение

Пополнение материалами тематических папок «Работа с родителями»

в течение учебного года

Учителя-дефектологи

Методическая информационная поддержка образовательного процесса, фонда методических наглядных материалов

Пополнение фонда методических наглядных материалов в учебных кабинетах

в течение учебного года

Учителя-дефектологи

Обновление информации на сайте учреждения образования

в течение учебного года

Учителя-дефектологи

Работа по формированию инклюзивной культуры лиц с ОПФР

Организация и работа объединений по интересам для учащихся с ОПФР «Рисование без границ»

в течение учебного года

Овсяник В.В., педагог дополнительного образования

Воспитатели, осуществляющие персональное сопровождение

Круглый стол «Ключевые правила этикета при общении с людьми с ОПФР»

октябрь 2024

Учителя-дефектологи

 

Классный час к международному дню толерантности «Доброта и милосердие спасут мир»

ноябрь 2024

Классные руководители классов ИОиВ

Учителя-дефектологи

Тематический фестиваль «Мы рядом с вами»

декабрь 2024

Учителя-дефектологи

Занятие-тренинг «Дружба»

февраль 2025

Классные руководители классов ИОиВ

Учителя-дефектологи

 

Учитель-дефектолог Жуковская Анастасия Антоновна
 

Дни недели

Рабочее время

понедельник 

13.05 - 16.05

вторник  

13.05 - 16.05

среда      

13.05 - 16.05

четверг     

13.05 - 16.05

пятница    

13.05 - 16.05 

 

Консультирование родителей 1-й понедельник месяца 12.05 — 12.35

Консультирование педагогов 3-й понедельник месяца 12.05 — 12.35

 

Учитель-дефектолог Бильдь Екатерина Руслановна
 

Дни недели

Рабочее время

понедельник 

13.05 - 18.05

вторник  

13.05 - 18.05

среда      

13.05 - 18.05

четверг     

13.05 - 18.05

пятница    

13.05 - 18.05 

 

Консультирование родителей 1-й понедельник месяца 12.00 — 12.30

Консультирование педагогов 3-й понедельник месяца 12.00 — 12.30

 
Основные цели и задачи педагогической деятельности

Основная цель деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) – это оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами ПКПП являются:

·       изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся с  целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

·       исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному освоению обучающимися содержания образовательных программ общего среднего образования;

·       формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

·       повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов;

·    формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.  

Направления работы учителя-дефектолога ПКПП

·       коррекция звукопроизношения;

·       развитие фонематических процессов;

·       пополнение активного и пассивного словаря;

·       формирование грамматического строя речи;

·       развитие связной речи;

·       совершенствование навыков письма и чтения;

·       развитие внимания, памяти, мышления;

·       формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля.

 

Зачисление в пункт коррекционно- педагогической помощи (ПКПП)

 осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

•          заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся с ОПФР);

•         заявления законного представителя обучающегося с ОПФР.    

Отчисление из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:

·       исправление нарушений физического и (или) психического развития;

·       смена места жительства;

·       перевод в иное учреждение образование;

·       отказ законных представителей учащегося от коррекционно- педагогической помощи.

 

Цель интегрированного обучения:

  • способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.

 Задачи интегрированного обучения:

  • освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
  • исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
  • обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
  • создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
  • формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
  • формирование позитивно ориентированной личности;
  • профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

 Классы интегрированного обучения и воспитания:

  •  полной наполняемости;
  •  неполной наполняемости.

 

Учитель-дефектолог

Мельникова Алёна Леонидовна

Образование: высшее – «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»,

Категория: первая квалификационная категория,

Педагогический стаж: свыше 8 лет.

Тематика консультаций

Содержание

Формы работы

Срок выполнения

«Особенности протекания адаптации к условиям школьной среды (1 класс)»

Консультация

Сентябрь

«Знакомство с результатами психолого-педагогической диагностики»

Консультация

Октябрь

«Советы родителям от дефектолога»

Консультация

Ноябрь

«Игры на развитие устного счета»

Консультация

Декабрь

«Упражнения для развития логического мышления»

Консультация

Январь

«Игры и упражнения для развития памяти»

Консультация

Февраль

«Развитие пространственно-временных представлений младших школьников»

Консультация

Март

«Говорите с ребенком правильно»

Консультация

Апрель

«Как помочь ребенку запомнить буквы»

Консультация

Май

 

График работы

Дни недели

Рабочее время

Понедельник

9.00-15.00

Вторник

8.00- 10.00

11.00- 14.00

Среда

8.00- 13.00

Четверг

9.00-14.00

Пятница

8.00- 12.00

13.00- 14.00

Консультирование родителей       

1-ый пятница месяца     

12.00 – 12.30                     

Консультирование педагогов  

3-ий пятница месяца      

12.00 – 12.30

 

Учитель-дефектолог

Хилькевич Елизавета Сергеевна

Образование: высшее – «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Категория: без квалификационной категории

Педагогический стаж: 2 года

Тематика консультаций

№ п/п

Тема консультации

Сроки проведения

Консультируемые

1

Специфические особенности интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

сентябрь

Педагогические работники

2

Адаптация учащихся в новом классе

сентябрь

Родители учащихся

3

Взаимодействие учителя-дефектолога и классного руководителя

октябрь

Педагогические работники

4

Важность сотрудничества учителя-дефектолога и семьи ребенка

октябрь

Родители учащихся

5

Особенности детей с ОПФР, их возможности

ноябрь

Педагогические работники

6

В семье растёт «особый» ребёнок

ноябрь

Родители учащихся

7

Раскрытие потенциала каждого учащегося, создание ситуации успеха

декабрь

Педагогические работники

8

Самообслуживание и его значимость для ребенка

декабрь

Родители учащихся

9

Сенсорное развитие как основа умственного развития учащихся

январь

Педагогические работники

10

Плохая память ребенка. Как ее развить?

январь

Родители учащихся

11

Как научить ребенка усидчивости и внимательности

февраль

Педагогические работники

12

Формы и способы успешной социализации

февраль

Родители учащихся

13

Эффективные упражнения для развития памяти и внимания

март

Педагогические работники

14

20 альтернатив наказанию

март

Родители учащихся

15

Роль упражнений на развитие моторики

апрель

Педагогические работники

16

Дети и компьютер: когда, как, зачем и сколько?

апрель

Родители учащихся

17

Как помочь ребенку в учебе

май

Педагогические работники

18

Рекомендации родителям на летний период

май

Родители учащихся

График работы

Дни недели

Рабочее время

Понедельник

08:00 – 08:35

10:00 – 10:45

12:00 – 13:45

Вторник

08:00 – 08:35

10:00 – 11:35

13:00 – 13:45

Среда

08:00 – 11:35

13:00 – 13:45

Четверг

08:00 – 14:45

Пятница

08:00-10:35

12:00-13:35

 

Консультирование родителей   1-й вторник месяца           12:00 – 12:30

Консультирование педагогов   1-ая среда месяца               12:00 – 12:30

 

Учитель-дефектолог

Бильдь Екатерина Руслановна

Образование: высшее – «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»,

Категория: без квалификационной категории

Педагогический стаж: 1 месяц

 Тематика консультаций

 

Тема консультации

Консультируемые

Сентябрь

«Артикуляционная гимнастика с ребёнком дома – это весело, полезно, интересно!»

Родители учащихся 1-х классов

Взаимодействие учителя-дефектолога и классного руководителя

Учителя 1-х классов

Октябрь

Как  помочь ребенку запомнить буквы?

Родители учащихся 2-х классов

Почему ученик плохо читает?

 

Учителя 2-х классов

Ноябрь

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников

 

Родители учащихся 2-х классов

Дисграфия и дислексия – что нужно знать учителю.

Учителя 2-х классов

Декабрь

Семейное воспитание, принципы

Родители учащихся 1-х классов

Что нужно делать для защиты персональных данных?

Учителя-дефектологи

Январь

Фонетико-фонематическое нарушение речи у младших школьников

 

Родители учащихся 1-х–2-х классов

Правила и упражнения в плавной речи

Учителя 1-х, 2-х классов

Февраль

Первичная профилактика заикания

 

Родители учащихся 1-х,2-х классов

Развитие речевого дыхания

 

Учителя 1-х, 2-х классов

Март

Автоматизация звуков в домашних условиях

 

Родители учащихся 1-х классов

Методы коррекции нарушений речи

 

Учителя 1-х, 2-х классов

Апрель

Десять советов логопеда родителям

 

Родители учащихся 1-х,2-х классов

Сотрудничество семьи и школы

 

Учителя 1-х, 2-х классов

Май

Рекомендации по закреплению материала в летний период»

Родители учащихся 1-х,2-х классов

Формирование учебной мотивации

 

Учителя 1-х, 2-х классов

График работы

Дни недели

 

Рабочее время

Понедельник

 

13.05-18.05

Вторник

 

13.05-18.05

Среда

 

13.05-18.05

Четверг

 

13.05-18.05

Пятница

 

13.05-18.05

 

Консультирование родителей   1-й понедельник месяца    12.00 – 12.30

Консультирование педагогов   3-й понедельник месяца     12.00 – 12.30

 

 

Учитель-дефектолог

Стриженок Наталья Васильевна

Образование: высшее – «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»,

Категория: без квалификационной категории

Педагогический стаж: 4 года

 Тематика консультаций

п/п

Тема консультации

Форма проведения

Сроки проведения

Консультируемые

1.      

Дыхательная гимнастика на

уроках в начальной школе:

рекомендации по

проведению

Групповая

сентябрь

Педагогические работники

2.      

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребёнка

Индивидуальная, групповая

сентябрь

Родители учащихся

3.      

Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения и письма

Групповая

октябрь

Педагогические работники

4.      

Информирование родителей

об организации и целях

оказания коррекционно-

педагогической помощи

Групповая

октябрь

Родители учащихся

5.      

Интеллектуальная пассивность школьника. (Как предупредить нежелание учиться)

Групповая

ноябрь

Педагогические работники

6.      

Профилактика трудностей в

обучении чтению

Групповая

ноябрь

Родители учащихся

7.      

Развитие познавательной

деятельности детей.

Занимательные игры по

развитию речи

Групповая

декабрь

Педагогические работники

8.      

Как развить у ребёнка черты

толерантной личности

Индивидуальная, групповая

декабрь

Родители учащихся

9.      

Игры и упражнения для

развития фонематического

слуха и восприятия

Групповая

январь

Педагогические работники

10.            

Как помочь ребёнку с

дисграфией дома

Групповая

январь

Родители учащихся

11.            

Правильная мотивация в учебе

Индивидуальная, групповая

февраль

Педагогические работники

12.            

Развитие фонематического

слуха и навыков звукового

анализа

Индивидуальная, групповая

февраль

Родители учащихся

13.            

Как определить, есть ли у ребенка трудности в обучении

Индивидуальная, групповая

март

Педагогические работники

14.            

В семье растет «особый ребенок»

Индивидуальная, групповая

март

Родители учащихся

15.            

Как помочь ребенку в учебе

Групповая

апрель

Педагогические работники

16.            

Артикуляционная гимнастика

Групповая

апрель

Родители учащихся

17.            

Упражнения для развития памяти и внимания

Групповая

май

Педагогические работники

18.            

Важность развития мелкой моторики

Групповая

май

Родители учащихся

График работы

Дни недели

Рабочее время

Понедельник

10.00 – 12.00

14.00 – 15.00

Вторник

13.00 – 15.00

Среда

08.00 -10.00

11.0 – 12.00

Четверг

08.00 – 09.00

12.00 – 14.00

Пятница

12.00 – 13.00

 

Консультирование родителей – 1-я пятница месяца (13.00-13.30)

Консультирование педагогов – 3-я пятница месяца ( 13.00-13.30)

                                                                          

ПОЛОЖЕНИЕ

_____________№ ______

г.Островец

о группе психолого-педагогического

сопровождения детей с особенностями

психофизического развития

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение разработано на основании Методических рекомендаций по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания, утвержденных заместителем министра образования Республики Беларусь от 26.08.2016 года.

Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности группы психолого­педагогического сопровождения (далее - группа) детей с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР).

  1. 3АДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ

2.1. Основными задачами работы группы являются:

обеспечение доступности образования для детей с ОПФР;

формирование профессиональных педагогических компетенций, необходимых для успешного обучения и воспитания детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания;

преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей с ОПФР;

включение учащихся с особенностями психофизического развития в активное взаимодействие в образовательном пространстве;

организация взаимодействия с законными представителями детей с ОПФР.

  • Группа осуществляет организационно-методическое обеспечение образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания:

оценку социальной ситуации развития, разработку рекомендаций по максимальной адаптации образовательной среды к потребностям ребенка с ОПФР;

составление индивидуальных программ сопровождения ребенка с ОПФР;

обеспечение преемственности и последовательности в работе с детьми с ОПФР;

анализ эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания.

2.3. Работа с семьей направлена на:

педагогическое просвещение законных представителей ребенка с ОПФР;

вовлечение законных представителей ребенка с ОПФР в образовательный процесс;

формирование у законных представителей адекватных представлений об особенностях и возможностях ребенка с ОПФР;

обеспечение единства подходов к обучению и воспитанию со стороны учреждения образования и законных представителей ребенка с ОПФР;

активное вовлечение детей с ОПФР и их семей в общественную жизнь учреждения образования;

формирование позитивного отношения к детям с ОПФР у сотрудников учреждения образования и законных представителей детей, не имеющих ОПФР.

  1. СОСТАВ ГРУППЫ

3.1. В состав группы ППС входят:

представитель руководства учреждения образования (руководитель группы);

педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог социальный, воспитатели, учителя, работающие с детьми с ОПФР) и иные работники учреждения образования.

Приказ о создании группы издается на текущий учебный год. Общее руководство деятельностью группы сопровождения осуществляет заместитель директора учреждения образования.

  1. ДОКУМЕНТАЦИЯ ГРУППЫ
    • Деятельность группы отражается в следующей документации:

план работы группы сопровождения детей с ОПФР, утвержденный руководителем учреждения;

диагностические карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР;

индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР;

рабочие материалы заседаний группы (протоколы, содержание вопросов, рассматриваемых на заседаниях, аналитические материалы результативности работы группы);

аналитический отчет о работе группы за год.

Названные документы хранятся у руководителя группы и должны быть доступны каждому члену группы.

  1. ЗАДАЧИ (ФУНКЦИИ) УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ

5.1. Руководитель группы, заместитель директора по учебной работе:

содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к интегрированному обучению и воспитанию и детям с ОПФР;

содействует организации необходимой адаптивной образовательной среды для учащихся с ОПФР;

координирует деятельность и взаимодействие специалистов группы;

анализирует деятельность группы, ее результативность, контролирует ее организацию;

проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы.

5.2. Педагог-психолог:

выявляет характер и причины нарушений поведения у ребенка, особенностей личностного развития, межличностных отношений, социального взаимодействия;

разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы;

оказывает коррекционную помощь ребенку в преодолении выявленных проблем;

консультирует педагогов по вопросу характера и причин проблем в поведении, личностном, социальном развитии детей с ОПФР;

разрабатывает рекомендации по созданию психологически комфортной среды и осуществлению индивидуального подхода к ребенку с ОПФР;

организует взаимодействие с семьей ребенка по вопросам создания условий для его полноценного личностного развития, коррекции нарушений;

проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы.

5.3 .Учитель-дефектолог:

проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии;

разрабатывает рекомендации для педагогов по обучению и воспитанию ребенка с ОПФР с учетом его особых образовательных потребностей;

оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания;

организует взаимодействие с семьей ребенка с ОПФР, вовлекая законных представителей в образовательный процесс;

осуществляет мониторинг динамики успешности процесса обучения и коррекции нарушений развития у детей с ОПФР;

проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы.

  • Воспитатель, классный руководитель:

выявляет состояние сформированности различных видов деятельности ребенка (учебной, изобразительной, трудовой и др.), коммуникативных умений;

выявляет особенности поведения ребенка, межличностных отношений и взаимодействия;

планирует, организует и проводит воспитательную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей с ОПФР с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, способностей;

организует вовлечение ребенка с ОПФР во внеклассную деятельность, проводит работу по сплочению детского коллектива;

организует взаимодействие с семьей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка с ОПФР;

проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы.

  • Педагог социальный:

определяет социальный статус семьи, ситуацию семейного воспитания ребенка (социально-психологический климат, стиль воспитания в семье, и др.), возможные факторы неблагоприятного воздействия на ребенка;

в случае необходимости составляет индивидуальную программу работы с семьей ребенка или с ребенком, направленную на гармонизацию семейных взаимоотношений или решение конфликтных ситуаций;

осуществляет мониторинг внеклассной и внешкольной занятости ребенка, в случае необходимости оказывает помощь в организации свободного времени, оздоровления и т.д.;

содействует авторитету детей с ОПФР в детском коллективе за счет организации активного участия в жизни учреждения;

содействует привлечению семьи ребенка к активному участию в жизни учреждения образования;

проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы.

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

6.1.Члены группы имеют право:

 самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;

осуществлять свою деятельность в специально созданных условиях, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

-повышать свой профессиональный уровень.

6.2.Члены группы обязаны:

рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции:

в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность полученной информации;

принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству всех участников образовательного процесса;

оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу учреждения образования, законным представителям в решении проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к ребенку с ОПФР.

6.3.Члены группы несут ответственность:

за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, приемов;

обоснованность рекомендаций;

распространение сведений, полученных в результате диагностической, консультационной работы;

соблюдение прав и свобод личности ребенка с ОПФР;   

ведение документации и ее сохранность.

  1. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ

Группа психолого-педагогического сопровождения прекращает свою деятельность на основании приказа по учреждению образования в связи с отсутствием в учреждении образования детей с ОПФР или в случае успешной адаптации детей с ОПФР к условиям интегрированного обучения и воспитания и создания в учреждении условий, необходимых для успешного обучения и развития детей с особенностями психофизического развития.

 

 

поделиться в: