РУС БЕЛ ENG

Половая неприкосновенность

Противодействие преступлений против половой неприкосновенности

Обращаем ваше внимание, на сайте  kids.pomogut.by  можно найти актуальную информацию по безопасности сети интернет: что делать, если человек стал жертвой издевательств или мошенников, если попался в ловушку, стал жертвой агрессии; указаны телефоны для обращения за помощью и другая важная информация. И также размещены наглядные материалы для детей, подростков, родителей, педагогов.

https://kids.pomogut.by

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВОМ НА ПОЛОВУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Материал подготовлен Главным управлением образования Гродненского облисполкома
развернуть

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасными явлениями и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения.

Заблуждением является уверенность в том, что сексуальное насилие над ребенком обязательно оставляет физические свидетельства. Сексуальное насилие может быть как контактным, так и бесконтактным. Преступления против половой неприкосновенности детей включают в себя не только половой акт, но и развратные действия растлевающего характера.

Подобного рода преступные действия, в большинстве случаев, растянуты во времени и чаще всего совершаются хорошо знакомыми детям людьми или родственниками (по результатам исследований – до 80%).

Вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей является сексуальным насилием или развращением.

К сексуальному насилию относятся:

демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов;

ласки и прикосновения к половым органам ребенка;

сексуальные игры и половой акт с ребенком;

демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания;

вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции;

вовлечение ребенка в занятия проституцией.

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием  детей, проституция.

Одним из достаточно распространенных видов сексуального насилия является инцест – сексуальное насилие над ребенком со стороны кровного родственника.

Конечно, получить достоверную картину распространенности этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда о фактах насилия открывается спустя много лет, когда ребенок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы», недоверием к службам и структурам, оказывающим помощь пострадавшим, а также боязнью, что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».

Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребенок никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребенка в том, что он должен хранить тайну.

В случае если преступник не входит в ближайшее окружение ребенка, то он выстраивает целую стратегию общения с будущей жертвой: начинает со знакомства, расположения ребенка к себе, постепенно переходит к бесконтактным, и только затем к контактным видам насилия. При этом насильник берет с ребенка обещание хранить в секрете то, что происходит с ребенком (иногда используя запугивание).

Также принуждение взрослым несовершеннолетнего к сексуальным действиям может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотических веществ или психологически не в состоянии оценить ситуацию.

В уголовном законодательстве Республики Беларусь сексуальное насилие или развращение несовершеннолетних выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекса) и других.

Статья 166. Изнасилование

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
  2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
  2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 

Признаки сексуального насилия.

Поведенческие признаки:

внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то, замкнутость (нелюдимость, отказ играть со сверстниками, держится в стороне от всех и др.), нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей, повышенный страх лиц определенного пола (только мужчин, или только женщин), боязнь социального физического контакта;

сексуальное отыгрывание; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий для частей тела; стеснительность или уклонение от привязанности к семье, несоответствующая возрасту осведомленность в вопросах сексуального поведения;

нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке.

Индикаторами сексуального насилия являются также (характерны для младших детей и подростков):

высказывания, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай;

рисунки на явно сексуальные темы;

взаимодействие с другими людьми с сексуальным подтекстом (например, сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям, сексуальная активность в отношении сверстников, сексуальные предложения или жесты старшим людям);

сексуальные действия с животными или игрушками (особо характерно для детей младшего возраста);

чрезмерная мастурбация;

беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами, занятие проституцией (проявляется в подростковом возрасте). 

Психологические признаки:

Следует помнить, что психологические реакции детей, переживших сексуальное насилие, зависят, в первую очередь, от возрастных особенностей.

Дети в возрасте 3-х лет.

Факты насилия в данном возрасте дети воспринимают как игру, поскольку не способны понять всю опасность и травматичность ситуации.

Однако в связи с тем, что такие игры ребенку не нравятся и приносят дискомфорт, то у него появляются страхи, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми либо самим насильником (могут называть его «страшным», обзывать). У детей может быть ночное недержание мочи и кала, повышенная потливость, мастурбация, тревожность и сниженный фон настроения. Игры зачастую монотонные с сексуальным подтекстом. Могут возникать трудности при концентрации внимания, легкая задержка развития познавательных функций.

4–6 лет.

В этом возрасте изменения особенно проявляются в эмоциональной сфере: постоянно пониженное настроение, тревога, чувство вины и страха. У многих детей может наблюдаться беспокойный, прерывистый сон с устрашающими сновидениями, отмечаются неприятные ощущения в области живота, периодически возникает энурез и энкопрез. Игры также носят сексуальный характер, могут появляться элементы агрессии (вырывать ног, руки у куклы, рвать одежду).

7-10 лет.

Дети отличаются замкнутостью, нежеланием контактировать с людьми, вплоть до появления симптомов аутизма. Возникают чувства стыда, отвращения, недоверия к миру. Также могут наблюдаться нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми.

11-13 лет.

К вышеописанным признакам младшего школьного возраста могут добавиться  пониженное настроение, депрессия, необщительность, низкая самооценка, агрессивное поведение. Отмечается сексуализированность поведения. У мальчиков могут возникать нарушения половой ориентации.

13-18 лет.

Наряду с перечисленными признаками у подростков данной возрастной категории ярко проявляется отвращение, стыд, вина, недоверие, противоречивые чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей, агрессия, избегание телесной и эмоциональной близости, непоследовательность и противоречивость поведения, чувство собственной ненужности, что может выражаться в попытках суицида, самовольных уходах/побегах.

Физические признаки (медицинские):

Законными представителями, специалистами учреждений здравоохранения могут быть обнаружены повреждения генитальной, анальной областей, нарушение целостности девственной плевы, «зияние ануса», следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер, заболевания, передающиеся половым путем, беременность, недержание кала, энурез, нервно-психические, психосоматические расстройства.

ВАЖНО!

У ребенка, пережившего сексуальное насилие, не обязательно должны быть выражены все перечисленные признаки, некоторые могут просто отсутствовать. Кроме того, взятые в отдельности они могут наблюдаться и при других формах жестокого обращения с детьми, пренебрежения их жизненно важными потребностями. Однако обнаружение у ребенка нескольких из перечисленных особенностей является серьезным основанием для подозрения в совершении над ним сексуальных насильственных действий.

 

Рекомендации по профилактике сексуального насилия

 

Дети, лишенные теплой семейной обстановки, доверительных отношений с родителями, законными представителями, значимыми взрослыми, наиболее уязвимы для преступных посягательств. Именно поэтому они так легко склонны откликаться на ласку и теплое отношение со стороны незнакомых взрослых, не подозревая об их истинных мотивах.

  С целью предупреждения фактов насилия и преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних следует:

постоянно обсуждать с детьми вопросы взаимоотношения со взрослыми (в том числе и незнакомыми) людьми, чтобы ребенок мог отличить обычное общение со старшим от посягательств на половую неприкосновенность;

информировать детей о том, к кому и куда они могут обратиться при возникновении подозрительных ситуаций в общении с окружающими;

обучать детей правилам общения с незнакомцами, правилам поведения в общественных местах и в сложных сомнительных ситуациях;

при обсуждении темы личной безопасности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста следует использовать сюжеты сказок.

Также с целью профилактики, необходимо обучать детей правилу «нижнего белья». Особенно актуальным оно является для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также имеющих особенности психофизического развития.

Суть этого правила заключается в том, что ребенку на доступном для его понимания языке объясняют, что существуют части тела, к которым прикасаться и притрагиваться может только он сам.

«У каждого человека есть разные части тела. Есть части тела, которые видят все и есть части тела, которые закрыты одеждой.

В любое время года у нас открыты лицо и руки. А тело (торс) чаще всего закрыто одеждой, хотя в жару мы можем снимать одежду, оставаясь в трусиках и купальниках.

Но есть части тела тайные, которые никому не показывают. Они всегда закрыты одеждой. До этих частей нашего тела (они еще называются интимными) не должен дотрагиваться никто, даже мама и папа. Исключение – если что-то болит. Тогда до них могут дотронуться врач, родители.

Это очень важный закон неприкосновенности. И кто его нарушает – преступник».

Зачастую родители, педагоги боятся обсуждать тему сексуального насилия. В беседах с детьми не слышат (или не хотят слышать), когда несовершеннолетние намекают о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи нуждается жертва.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

свернуть

АЛГОРИТМ взаимодействия по обмену учёту и использованию информации о фактах домашнего насилия

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий педагогических работников по выявлении детей, подвергшихся насилию

1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию, включающий психологическое просвещение, психологическую диагностику и психологическую помощь.
2. Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми документами.
3. Работники учреждений образования выявляют детей, подвергшихся насилию при выполнении должностных обязанностей, а также при проведении психологического просвещения, психологической диагностики, индивидуальной профилактической работы, осуществлении иной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений, обеспечению прав и законных интересов детей.
4. Психологическое просвещение по выявлению детей, подвергшихся насилию, организуется ежегодно в учреждениях образования в периоды с 1 марта по 1 апреля и с 25 августа по 25 сентября и включает выступления педагогов-психологов на собраниях трудовых коллективов, родительских собраниях, беседы с детьми, их родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями, другие мероприятия, направленные на распространение психологических знаний о видах насилия, его проявлениях, анкетирование детей с использованием анкеты (приложение 1 к настоящей Инструкции), педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей с использованием карты наблюдений (приложение 2 к настоящей Инструкции).
5. По результатам психологического просвещения педагог-психолог:
в течение 2 рабочих дней анализирует результаты анкетирования детей и педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей;
в необходимых случаях в течение 2 рабочих дней проводит беседы с детьми, в ходе которых устанавливает с ними психологической контакт, изучает их эмоциональное состояние, использует методы психологической диагностики, указанные в приложении 3 к настоящей Инструкции;
для уточнения карты наблюдений проводит беседу с педагогическими работниками, родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями;
в течение 1 рабочего дня информирует руководителя учреждения образования о результатах работы.
6. Руководители учреждений образования, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, немедленно сообщают об этом в компетентный государственный орган.
7. Во время проведения компетентными органами следственных (иных) мероприятий педагог-психолог оказывает психологическую поддержку психоэмоционального состояния ребенка и его законных представителей, исключая работу со случаем насилия.
После завершения следственных (иных) мероприятий педагог-психолог продолжает оказывать психологическую помощь детям в полном объеме, включая проработку случая насилия. Психологическая помощь детям, подвергшимся сексуальному насилию, включает методы и методики согласно приложению 4 к настоящей Инструкции. Психолог, оказывающий психологическую помощь, самостоятельно выбирает форму оказания психологической помощи, максимально эффективные и надежные методы и методики исходя из целей оказания психологической помощи (насилие), ее видов, своей профессиональной компетентности, пола, возраста, особенностей личности ребенка, подвергшегося насилию, и его поведения.

Приложение 1

к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию


Анкета

ФИО ___________________________________________________________________________

Учреждение образования_______________Класс/группа ___________________________

Возраст ____________________                                        Пол _____________________________



1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями?

1. каждый день;

2. не чаще одного раза в неделю;

3. не чаще одного раза в месяц;

4. как придется.

 

2. Кому ты мог бы доверить свои секреты?

1. маме; 

2. папе;              

3. брату, сестре;

4. подруге, другу;

5. другое (укажите)

 

3. За что наказывают тебя твои родители?

1. за плохие отметки в школе;

2. за то, что не прибрал (-а) в квартире;

3. за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки;

4. за плохое поведение;

5. за вранье;

6. другое (укажите)

 

4. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?

1. ругают за поступок;

2. лишают карманных денег;

3. не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);

4. не разрешают играть на компьютере;

5. бьют;

6. другое (укажите)

 

5. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?

1. да;

2. скорее да, чем нет;

3. скорее нет, чем да;

4. нет.

 

6. По твоему мнению насилие — это:

1. унижение одного человека другим;

2. причинение физического вреда другому человеку;

3. подчинение себе другого человека;

4. другое (напиши)

 

7. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?

1. физическое насилие;

2. психологическое насилие;

3. сексуальное насилие;

4. другое (укажите)

 

8. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?

1. младшие братья и сестры;

2. старшие братья и сестры;

3. папа;

4. мама;

5. дедушка, бабушка;

6. домашние животные;

7. другие (укажите)

 

9. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, выступает насильником?

1. младшие братья и сестры;

2. старшие братья и сестры;

3. папа;

4. мама;

5. дедушка, бабушка;

6. другие (укажите)

 

10. Ты считаешь наказание детей в семье — это насилие?

1. да;

2. скорее да, чем нет;

3. скорее нет, чем да;

4. нет.

 

11. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?

1. оскорбление словами;

2. физическое воздействие;

3. сексуальное домогательство;

4. лишение удовольствия, запрет на деятельность, приносящую удовлетворение;

5. другие (укажите)

 

12. Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?

1. жизненные проблемы;

2. неурядицы на работе;

3. демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ;

4. склонность личности к насилию;

5. неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы);

6. ситуация безысходности и отчаяния;

7. алкоголизм родителей;

8. другое (укажите)

 

13. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?

1. да;

2. скорее да, чем нет;

3. скорее нет, чем да;

4. нет.

 

14. Какому виду насилия ты подвергался?

1. физическое насилие;

2. психологическое насилие;

3. сексуальное насилие;

4. другое (укажите)

 

15. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?

1. укажи ________________________________________________________________________

2. не знаю.

 

16. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье

1. да;

2. нет;

3. не всегда.

 

17. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?

1. милиция;

2. социально-педагогические центры;

3. телефон доверия;

4. школа/гимназия;

5. поликлиника/больница;

6. центр дружественный подросткам;

7. другое (укажите)

 

18. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?

1. Конституция Республики Беларусь

2. Кодекс о браке и семье

3. Закон о правах ребенка

4. Уголовный кодекс

5. Кодекс об административных правонарушениях

 

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!



Приложение 2

к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию



Карта наблюдений

 Инструкция: отметьте, пожалуйста, поведение, которое наиболее часто встречается у ребенка.

 Ф.И.О. опрашиваемого______________________________________________

Ф.И.О. ребенка, возраст______________________________________________

Дата ______________________________________________________________

 

Индикатор

Да

Нет

1

Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос

   

2

Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт

   

3

Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых

   

4

Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется

   

5

Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии (настроения)

   

6

Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям

   

7

Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять

   

8

Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки)

   

9

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя

   

10

Негативно относится к замечаниям

   

11

Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более слабым детям

   

12

Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям

   

13

Не заинтересован в учебе

   

14

Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых

   

15

Не пунктуален, не старателен

   

16

Бесцельно двигает руками Разнообразные «тики»

   

17

Грызет ногти

   

18

Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово

   

19

Родители сознательно лгут, оправдывают отсутствие ребенка в школе

   

20

Выглядит так, как будто очень плохо питается

   

21

Частые вирусные заболевания, головные боли

 

 

Обработка результатов:

Шкалы:

1. Недоверие к новым людям и ситуациям – 1, 2, 3.

2. Депрессия и уход в себя – 4, 5, 6.

3. Тревожность по отношению к окружающим – 7, 8, 9.

4. Враждебность по отношению к окружающим – 10, 11, 12.

5. Недостаток социальной нормативности – 13, 14,15.

6. Невротические симптомы – 16, 17, 18.

7. Неблагоприятные условия среды – 19, 20, 21.

свернуть

Региональная карта помощи, предназначенная для родителей (законных представителей) и несовершеннолетних, в рамках выполнения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации

Насилие в семье – куда обращаться?

Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда. Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создается "кризисная" комната. "Кризисная" комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.

Режим работы "кризисной" комнаты - круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми  территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.

В период пребывания в "кризисной" комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.

Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.

За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.

В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта, и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуги оказываются на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

Услуга предоставляется бесплатно.

За консультацией и конкретными видами помощи (временный приют, юридической, психологической и др.).

Вы можете обратиться самостоятельно, где ответственные за организацию деятельности по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от домашнего насилия окажут Вам первичную консультацию и помощь.

Общенациональная горячая линия

В Беларуси действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Время работы с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию пострадавшим от насилия можно и с номера мобильного оператора. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью. Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь.

В медицинские учреждения

по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.

В правоохранительные органы

по телефону 102 (круглосуточно). Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».

свернуть

Сексуальное насилие над детьми

Научите детей видеть ложь

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ,

чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

 

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

 Настораживающие признаки

Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.

Обратитесь за помощью как можно раньше.

Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.

Как действовать

Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.

Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговорите с ним об этом.

Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.

Что говорить

Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершенного насилия.

Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.

Профилактика

Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.

Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.

■ Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.

■ Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.

■ Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение с ребенком.

■ Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.

■ Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.

■ По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.

■ В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.

Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.

Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.

Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.

Например,

  • у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;
  • ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;
  • ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.

Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.

Краткосрочные последствия:

Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

Долгосрочные последствия:

Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

  • проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;
  • чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;
  • потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;
  • потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;
  • потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;
  • проблемы в школе;
  • ребенок может убежать из дома.

Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.

Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.

Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.

Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.

 

Признаки сексуального насилия

у детей и подростков

  1. Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

  1. Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.

Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

Профилактика преступлений

против половой неприкосновенности несовершеннолетних

свернуть

Профилактика нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних

1. Что такое нарушение половой неприкосновенности ребенка
Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
К данному виду насилия относятся:
- половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом;
- мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
- введение предметов во влагалище или анус;
- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
- демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
- совершение полового акта в присутствии ребенка;
- демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- патриархально-авторитарный уклад;
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
2. «Распознание сексуального насилия над ребенком».
Характер травм и заболеваний:
- повреждения генитальной, анальной областей, в том числе
нарушение целостности девственной плевы;
- "зияние" ануса;
- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
- наличие заболевания, передающегося половым путем;
- беременность;
- недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;
- нервно-психические расстройства;
- психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения ребенка.
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.
Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Как показывает практика, в 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.
Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмотрения для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, расширения знаний в данной области соответствующих специалистов, в первую очередь, медицинских и педагогических работников.
3. «Действия родителей по предотвращению сексуального
насилия по отношению к ребенку».
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет. Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.
Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит. Тайна окружает сексуальное насилие.
Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них никогда не раскрывают эту тайну.
Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:
- угрозы со стороны насильника;
- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и
ребенок может жалеть его;
- жертва может считать себя виновным в насилии;
- ребенок любит насильника или нуждается в нем;
- пострадавший может быть заинтересован в особом внимании,
которое ему уделяет насильник;
- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;
- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Почему дети должны знать о сексуальном насилии?
Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Мы не можем избавить мир от сексуальных насильников, но мы можем уменьшить риск для наших детей стать жертвой сексуального насилия, сделать их более защищенными.
Индикаторы сексуального насилия над ребенком требуют объединенной работы ряда специалистов.
Отрицание и недоверие – это нередкие реакции на заявление о сексуальном насилии даже среди профессионалов, психологов, врачей или юристов. Острое понимание проблемы, большая настороженность и готовность рассматривать сексуальное насилие над детьми, как возможность – таковы первые шаги к распознаванию и оказанию помощи потенциальным жертвам. Сексуальное насилие над ребенком, обычно не приводит к физическому повреждению. Это является одной из причин того, что данный тип злоупотребления часто остается необнаруженным.
4. Медицинские индикаторы сексуального злоупотребления включают:
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме того, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия);
Анальные симптомы: повреждения прямой кишки; покраснение ануса; варикозные изменения; ослабление сфинктера; запоры;
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы; расширение влагалища; свежие повреждения (раны, ссадины); сопутствующие инфекции.
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
Наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;
Наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
Наличие передающейся половым путем болезни;
Необъяснимое вагинальное или ректальное кровотечение;
Уретральное воспаление, воспаление паховых лимфатических желез и подобные типы воспаления или заразные болезни в пределах генитальной области;
Наличие боли при уринации, опухоли или выделений, относящихся к половому члену у мальчиков;
Беременность, особенно у младших подростков.
Присутствие любого из вышеупомянутых симптомов не является само по себе указанием на сексуальное насилие. Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большей мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов.
5. Поведенческие изменения для распознавания сексуального насилия:
Наблюдение, сообщения от других людей, регрессивное поведение, особенно у маленьких детей;
Побег из дома – наиболее частая и понятная реакция в случаях инцеста;
Несоответствующее возрастное поведение: присутствует несоответствующее их возрасту понимание половых актов;
Внезапное появление проблем, связанных с сексом: необычная сексуальная активность; сексуальное использование младших детей; чрезмерная мастурбация или мастурбация в общественном месте, несоответствующие возрасту сексуальные игры, промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; проституция.
Злоупотребление алкоголем или наркотиками для подъема настроения;
Фобии и страхи: боязнь раздеваться; боязнь темноты; боязнь незнакомых, особенно мужчин; страх особых ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить их дома или не хочет оставаться дома вечером с приходящей няней, боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком);
Изменения в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя; депрессия, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями; отчуждение от братьев и сестер; терроризирование младших детей и сверстников; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства ко взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
Глубокие и быстрые личностные изменения: неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; принятие на себя родительской роли в семье; отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, вплоть до ухода из дома; суицидальные попытки или мысли;
Проблемы с обучением: резкое изменение успеваемости.
У ребенка может проявляться самоповреждающее поведение, в основе которого могут быть следующие когнитивные искажения:
• Потребность в самонаказании, снятии чувства вины: «Я плохой»;
• Способ удостовериться, что «живой»;
• Способ привлечения внимания к своей беде.
6. Существует ряд косвенных признаков, позволяющих предположить, что над ребенком совершено сексуальное насилие.
Эти признаки могут проявляться в детских рисунках. Детали рисунка, которые могут быть признаками совершения над ребенком сексуального насилия:
• Обнаженный человек;
• Путаница в изображении пола или рисунок ребенка другого пола;
• Преувеличение отдельных частей тела, например рта, в ситуации, где имел место оральный секс;
• Пропущенные части тела;
• Трудности в изображении фигуры человека (ребенок может нарисовать животное вместо человека).
7. Трудности, в своевременном выявлении случаев инцеста:
Вообще вопрос, почему детям трудно рассказывать об инцесте, считается очень важным. Причины можно объединить в три основные группы.
Во-первых, дети могут не иметь средств выразить происходящее, или им могут не разрешать это делать. Действительно, дети могут быть слишком малы или вообще не уметь говорить. Могут не иметь подходящего словарного запаса. Если ребенок не доверяет близким взрослым, то он может не знать, куда еще обратиться. Кроме того, дети могли попытаться рассказать об инцесте, но их слова проигнорировали или посчитали, что это неправда.
Во-вторых, дети подвергаются давлению и угрозам ради сохранения тайны происходящего. Здесь надо отметить, чего вообще в нашей культуре не поощряется вынесение сора из избы. А то, что сексуальные злоупотребления резко осуждаются обществом, чувствуют даже самые маленькие. Дети могут быть запуганы как угрозами физической расправы, так и моральной угрозой стать «крайним» человеком, действия которого принесут семье несчастье (отца посадят, мать узнает, будет мучиться или уйдет). Еще один немаловажный вопрос – как будут воспринимать тебя товарищи и учителя. Безвыходное положение усугубляется отсутствием образцов альтернативного поведения родителей, отсутствием психологических критериев, оценки происходящего.
В-третьих, дети могут не уметь распознать сексуальные злоупотребления, могут быть обманутыми или даже подкупленными чем-то. Речь идет о том, что родитель может представить им сексуальные злоупотребления как часть очень близких отношений, Он может даже сказать, что ради близких отношений надо чем-то пожертвовать. Угроза потерять любимого отца (любовь отца) может соседствовать с достижением статуса любимого ребенка любой ценой.
Из этого перечисления причин видно, что часть ответственности за то, что детям трудно сказать о творящемся в семье, лежит на обществе. Общество должно стать более открытым к вопросам инцеста. Детям легче говорить о сексуальных злоупотреблениях в семье, когда взрослые об этом говорят открыто.

свернуть

Инструкция о действиях родителей, если их ребенок посещает небезопасные сайты

Уважаемые родители, помните, запрет на пользование компьютером

не дает желаемых результатов, поэтому:

1. контролируйте своих детей в Сети с помощью специальных программ. Они помогут вам определить вредоносное программное обеспечение, понять, какие сайты посещал ваш ребенок, что он там делал;
2. научите ребенка методам «сохранения сознания». Когда страшно, паника, тревожность, непонимание, что происходит — выключить компьютер, побыть в тишине, выспаться, принять душ, сделать дыхательные упражнения, поговорить с близким взрослым;
3. научите ребенка техникам переключения, «выхода из виртуальности» — сделать что-то быстрое с привлечением органов чувств: сильно потереть ладонь об ладонь, умыться, потопать ногами, громко крикнуть;
4. установите режим сна. Если ребенок недосыпает, у него снижается критичность, ухудшается память, увеличивается тревожность и внушаемость, падает иммунитет. На использование интернета и телефона ночью должно быть наложено табу;
5. учите ребенка критическому мышлению — задавать «неудобные» вопросы, выстраивать логические цепочки, говорить «нет» или «я подумаю» на непонятные предложения. Создайте в семье такие условия, чтобы ребенок мог задавать вопросы и получать ответы — «зачем мне это надо?», «почему я должен это делать?»;
6. если ребенок длительное время проводит в виртуальном пространстве, предложите ему совместное времяпрепровождение, связанное с занятиями, любимым им ранее, делом, увлечениями, интересами. При этом условьтесь, что в данное время вы не пользуетесь какими бы то ни было гаджетами, но помните, что это условие распространяется и на вас;
7. старайтесь по мере возможности чаще всей семьей бывать на природе, заниматься любимым видом спорта, посещать выставки, театры, концерты, гулять в парке и т.п.;
8. поддерживайте связь с классным руководителем, школьным психологом. Договоритесь, чтобы вам помогли и предоставили
вашему ребенку возможность быть где-то значимым, делать что-то нужное и полезное вместе со сверстниками;
9. участвуйте в жизни вашего ребенка, наблюдайте и анализируйте его поведение;
10. если вы заметили, что в отношениях вашего ребенка с вами и (или) его друзьями, его настроении, поведении, успеваемости, внешнем виде происходят изменения не в лучшую сторону, постарайтесь быть предельно внимательными и благожелательными к ребенку и выйти с ним на доверительный разговор.
11. если попытка выяснить причины происходящих изменений не увенчалась успехом, не пытайтесь «давить» на ребенка, обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам (позвоните на «горячую линию»; обратитесь к психологу учреждения образования, в котором учится ваш ребенок либо в центр дружественный детям при детской поликлинике).

Телефоны «Доверия»
(экстренной психологической помощи)

Республиканская «Детская телефонная линия»: 8 (801) 100-16-11.
Телефон доверия для взрослых г. Минск: 8 (017) 290-44-44;
Телефон доверия для детей и подростков г. Минск: 8 (017) 263-03-03.

свернуть
поделиться в: