ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном самоуправлении
- Общие положения
Самоуправление в учреждении образования — это взаимодействие учащихся и их родителей, педагогов, администрации и общественности, регулируемое нормативными актами и осуществляемое специальными органами самоуправления.
Настоящее Положение регламентирует деятельность школьного самоуправления в учреждении образования. В своей деятельности школьное самоуправление руководствуется Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Уставом учреждения образования, а также настоящим Положением и локально правовыми актами школы.
1.1. Деятельность школьного самоуправления направлена на:
— защиту прав и интересов учащихся;
— помощь учащимся в реализации творческих способностей, в поиске своего места в обществе, в утверждении своей жизненной позиции;
— пропаганду здорового образа жизни;
— поддержку общественно ценных инициатив школьников.
- Цель и основные задачи:
1.1. Цель создания и деятельность органов самоуправления в учреждении образования:
обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации учащихся в соответствии с их потребностями.
1.2. Для достижения своих целей самоуправление в учреждении образования решает следующие задачи:
— создание условий для неформального общения учащихся в учреждении образования;
— формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и деятельности;
— обеспечение функциональной грамотности учащихся и становление их гражданственности;
— обеспечение способности школьника к саморегуляции в обществе.
- Принципы построения и развития самоуправления в учреждении образования:
— выборность и согласованность органов самоуправления;
— сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;
— демократизм, т. е. участие в системе самоуправления всех желающих;
— действие правила обязательного выполнения принятого решения всеми участниками органов самоуправления.
- Структура самоуправления в учреждении образования
В целях осуществления взаимодействий учащихся и педагогического коллектива на II и III ступенях учреждения образования создаются органы школьного самоуправления.
Органы школьного самоуправления разделяются в зависимости от охвата ими учащихся на общешкольные и классные.
Структура школьного самоуправления имеет два уровня:
— классное самоуправление,
— школьное самоуправление.
Членами организации являются учащиеся учреждения образования от 7 до 17 лет, могут быть педагоги школы, представители общественных организаций, родители.
Структура первого уровня
(управление на уровне классных коллективов 5-11 классов)
4.1. Классное собрание
Высшим органом школьного самоуправления класса является собрание всех учащихся класса — классное собрание, во главе которого находится староста класса. Классное собрание собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Классное собрание:
— избирает старосту класс;
— распределяет поручения в классе;
— организует выборы в ученический совет класса;
— решает важнейшие вопросы жизни классного коллектива;
— утверждает общественные поручения, слушает отчеты об их выполнении;
— решает вопросы о поощрениях и порицаниях учащихся класса;
— вырабатывает предложения в адрес Школьного совета.
4.2 В учреждении образования создаются сектора, каждый из которых избирает из своего состава ответственного (руководитель сектора). Из ответственных образуется совет учащихся класса (актив).
Обязанности членов секторов:
- Ответственный (руководитель сектора) отвечает за работу каждого члена сектора и за выполнение плана в конкретный промежуток времени;
- Члены сектора отвечают:
— за дела внутри класса;
— за общешкольные дела, в которых принимают участие;
— за связь класса с внешкольной образовательной и социокультурной средой.
4.3. Классный ученический совет (актив)
— органом школьного самоуправления в классе в период между классными собраниями является классный ученический совет;
— классный ученический совет собирается для решения неотложных вопросов по мере необходимости. Его решения становятся обязательными для учащихся после утверждения их классным собранием.
— возглавляет совет староста класса.
Функции совета класса (актива):
— подготовка и проведение классных собраний;
— анализ деятельности своих членов;
—подготовка информации: отчета и предложений, отражающих потребности учащихся в вышестоящие органы.
Структура второго уровня (Школьный совет)
4.4. Школьное собрание
— высшим органом самоуправления является Собрание, на которую собираются представители от 5-11 классов, могут присутствовать родители, педагоги, представители общественных организаций;
— Собрание собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Функции школьного Собрания:
— утверждает состав Школьного совета;
— определяет основные задачи деятельности Школьного совета;
— утверждает Правила, Памятки и т. п. документы для органов школьного самоуправления;
— заслушивает отчеты Школьного совета, дает оценку его деятельности;
— вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес администрации учреждения образования.
— решения школьной Конференции, принятые в рамках ее полномочий, являются обязательными для всех органов самоуправления и всех учащихся школы.
4.5. Школьный совет
В период между Собраниями высшим органом самоуправления является Школьный совет. В состав Школьного совета входит актив каждого классного коллектива (5-11 классы), а также старосты классов. Школьный совет собирается на заседания по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Возглавляет Школьный совет, избираемый обучающимися 5-11-х классов, Председатель.
Школьный совет:
— готовит и проводит школьные Собрания;
— планирует и организует свою повседневную работу;
— формирует постоянные или временные рабочие органы (комиссии, штабы и т. п.) по различным направлениями деятельности;
— дает общественные поручения, задания классам, группам или отдельным учащимся, заслушивает отчеты о выполнении поручений;
— организует шефство старших классов над младшими;
— использует различные формы поощрения и порицания учащихся.
Школьный совет образует сектора по основным направлениям деятельности:
Название центра
|
Содержание деятельности
|
«Центр Правопорядка и дисциплины»
|
1. Выполнение Устава школы;
2. Организация дежурства на школьных дискотеках;
3. Контроль и оценка дежурства по учреждению образования;
4. Проведение линеек.
|
«Центр досуга»
|
1. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
2. Осуществление связи с культурно-развлекательными центрами, кинотеатрами, творческими объединениями других школ.
|
«ЗОЖ-центр»
|
1. Участие в организации и проведении спортивно-оздоровительных мероприятий для учащихся в учреждении образования: Дня здоровья, физкультминутки и др.
|
«Центр «Горячее сердце»»
|
1. Организация и помощи пенсионерам и ветеранам микрорайона;
2. Шефство над младшими школьниками
|
«Центр гражданско-патриотической работы»
|
1. Работа в школьном музее;
2. Проведение уроков мужества и встреч с ветеранами;
3. Экскурсии по местам боевой славы»;
4. Проведение акций «Обелиск», «Уважение», «Ветераны живут рядом», «Дом без одиночества».
|
«Пресс-центр»
|
1.Организация ежемесячного выпуска школьной газеты;
2. Формирование имиджа школы;
3. Организация и проведение конкурсов газет, рисунков, плакатов;
4.Организация и проведение конкурсов классных уголков;
5. Подготовка и размещение объявлений;
6. Информационное обеспечение школьного сайта;
7. Доведение до сведения учащихся решений Школьного совета
|
«Центр Образование»
|
1. осуществляет контроль за посещением учебных занятий учащимися и их успеваемостью;
2. организует взаимопомощь в классе;
3. участвует в организации и проведении школьных олимпиад, предметных недель;
4. участвует в проведении предметных тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам, научно-практических конференций;
5. участвует в организации предметных экскурсий, встреч с интересными людьми;
|
Каждый сектор возглавляет свой лидер — руководитель сектора.
4.6. Права и обязанности членов школьного совета:
Член Школьного совета
а) имеет право:
— обращаться к любому педагогическому работнику учреждения образования с вопросами и предложениями по проблемам, волнующим учащихся;
— принимать активное участие в работе любого органа школьного самоуправления в учреждении образования.
б) обязан:
— присутствовать на каждом заседании совета;
— активно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов;
— добросовестно выполнять поручения совета;
— проявлять самостоятельность, инициативу и организованность.
Председатель Школьного совета:
— осуществляет общее руководство советом;
— организует изучение интересов и потребностей учащихся;
— обеспечивает планирование работы Совета;
— организует подготовку заседаний Совета и ведет заседания;
— добивается выполнения принятых Советом решений;
— обеспечивает открытость и гласность в деятельности Совета;
— готовит заседания Совета лидеров, созывает и ведет их;
— работает в тесном контакте с руководителем учреждения образования, его заместителем по идеологической и воспитательной работе;
— подотчетен в своей работе Школьному совету, школьной Собранию.
Заместитель председателя Школьного совета:
— помогает председателю в решении всех вопросов деятельности Совета;
— контролирует исполнение принятых Советом решений;
— при отсутствии председателя исполняет его обязанности.
Секретарь Школьного Совета:
— оповещает членов Школьного совета об очередном заседании;
— ведет краткий протокол заседаний совета;
— готовит для публикации информацию о заседаниях Школьного совета.
4.7. Функции членов школьных секторов:
— выработка и принятие решений;
— доведение принятого решения до классов;
— организация выполнения принятого решения;
— создание условий для выполнения решений;
— получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль;
— подготовка аналитической информации и предложений по улучшению школьной жизни.
4.8. Функции членов Совета лидеров:
— проведение анализа работы классных органов управления;
— подготовка анализа и предложений;
— анализ работы самих членов центров;
— обеспечение социальной зашиты учащихся.
- Ученическое самоуправление и педагоги
5.1.Педагогический коллектив (руководитель учреждения образования, его заместители, педагоги, классные руководители) оказывает органам школьного самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменяет их (осуществляют кураторство общешкольных секторов по направлениям деятельности).
5.2. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложением к органам школьного самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы школьного самоуправления принимают сами.
5.3. Педагоги не могут отменять решения органов школьного самоуправления, но могут обжаловать их и вышестоящих органах самоуправления (сами или через руководителя учреждения образования).
5.4.Если руководитель учреждения образования не согласен с решением школьного Совета, он может приостановить его исполнение до рассмотрения его на общешкольной конференции.
5.5. Педагоги начальных классов с помощью шефов- старшеклассников осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в школьном самоуправлении.
- Организация работы органов школьного самоуправления
6.1. Организация деятельности школьного самоуправления строится на интересах учащихся и не входит в противоречие с Уставом учреждения образования.
Деятельность органов школьного самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся:
— поддержание порядка и дисциплины в школе;
— организация образовательного процесса;
— организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.
6.2. Для решения основных задач органы школьного самоуправления соотносят свою деятельность с направлениями воспитательной работы учреждения образования:
— гражданско- правовое;
— учебно-познавательное;
— спортивно-оздоровительное;
— трудовое;
— досуговое;
— информационно-аналитическое.
6.3. Органы школьного самоуправления работают во взаимодействии с администрацией, педагогическим советом учреждения образования, органами педагогического и родительского самоуправления, а также с общественными организациями и другими самостоятельными объединениями, существующими в школе.
6.4. Собрания и заседания органов школьного самоуправления проходят, как правило, открыто.
6.5. Решения принимаются простым большинством, но мнение меньшинства должно внимательно выслушиваться и учитываться.
6.6. Вся деятельность планируется самими учащимися; в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.