РУС БЕЛ ENG

Несанкционированные массовые мероприятия

Ответственность для несовершеннолетних и их родителей за участие в несанкционированных массовых мероприятиях

Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях

 

Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.

   Гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными, чтобы не стать соучастниками противоправных деяний. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий, наступает ответственность по ч.1 ст.23.34 КоАП в виде штрафа или административного ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП его ожидает штраф от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

  Серьезные последствия могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан, за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.

  Если же участник так называемой «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий, к примеру, не выполнил требования разойтись, его действия образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.23.4 КоАП.

  Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности. Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий –в виде лишения свободы до 8 лет.

  Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.

  За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).

  Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).

  Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.

 Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

  Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.

  Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.

  Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!

 

О недопустимости участия несовершеннолетних

в несанкционированных массовых мероприятиях

  В последнее время в сети Интернет размещаются различные призывы принять участие в том или ином массовом мероприятии – собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации. В силу несформированной жизненной позиции несовершеннолетние наиболее уязвимы и могут быть подвержены влиянию со стороны недобросовестных взрослых, поддавшись на них, несовершеннолетние рискуют нарушить действующее законодательство Республики Беларусь.

  За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, предусмотрена административная ответственность по ст. 23.34 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП РБ). Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения, или штрафа в размере от одной до 50 базовых величин, или административного ареста.

  За умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающееся в явном неуважении к обществу, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.1 КоАП РБ. Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

  Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.4 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

  Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

  За организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и наказывается арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы от трех до пятнадцати лет.

Кодекс Республики Беларусь

об Административных Правонарушениях

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

  1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, –

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

  2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

  3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

  3.1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

 4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

 5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

Участие и вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные мероприятия опасно!

 

Участие и вовлечение в массовые мероприятия небезопасно

В последнее время зафиксированы случаи участия учащихся и студентов в несанкционированных акциях. Особую тревогу вызывает присутствие на подобных мероприятиях несовершеннолетних учащихся, что подвергает их опасности быть втянутыми недобросовестными взрослыми в противостояние с силами охраны общественной безопасности и порядка страны и может привести к необратимым последствиям в их психоэмоциональном и нравственном развитии.

Участие в любом массовом мероприятии сопряжено с повышенной опасностью. Человек, находящийся в толпе, подвергается опасности из-за:

  • возможности возникновения давки;
  • возможного проявления агрессии со стороны участников мероприятия;
  • возможного травмирования при столкновении с сотрудниками органов правопорядка, выполняющими свои профессиональные обязанности.

Толпа оказывает сильное психологическое воздействие. Оказавшись в толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность, и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Психическое (эмоциональное) заражение является бессознательным, невольным подражанием, возникающим в толпе в результате использования различных средств общения, сильных звуковых сигналов. Многократность взаимного усиления и ускорения эмоционального воздействия друг на друга приводит к общей психологической настроенности, решимости, чувству силы.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. 

В толпе, в условиях неизвестности, происходит растворение индивидуальной ответственности членов толпы.

Для любых больших скоплений людей характерны:

  • Заражаемость и внушаемость. Люди в толпе легко подхватывают общее настроение и чрезмерно восприимчивы к внушению. В их сознание крайне просто внедрить определенную идею или образ.
  • Потеря осознанности. Для толпы совершенно несвойственны разум и логика. Ей управляют эмоции. Даже в обычной жизни люди не всегда мыслят рационально. А в толпе сознание отключается и человек следует велению своих инстинктов.
  • Образность мышления. В толпе люди мыслят образно – их мышление предельно упрощается. Люди не воспринимают сложные идеи, теряют способность рассуждать, обсуждать, вникать в детали и совершать выбор. Получается, что события могут развиваться только так: толпа либо полностью принимает идею, либо отвергает ее. В толпе чаще люди выбирают не правду и реальность, а заблуждения и иллюзии. Несуществующее оказывается для них столь же сильным, как и реальные факты.
  • Категоричность. Суждения, которые приняла толпа (или ей внушили их) не подвергаются никаким сомнениям и видоизменениям.
  • Стимуляция воображения. Из-за повышенной восприимчивости любая информация в сознании людей приобретает чрезвычайную живость. Массовое воображение действует так, что все события серьезно искажаются (но на это влияет еще и то, каким именно образом они преподносятся толпе).
  • Эмоциональность – одно из самых ярких поведенческих свойств толпы. Участники постоянно обмениваются эмоциями друг с другом, эмоциональный заряд, постоянно подпитываясь, достигает апогея, и контролировать проявления толпы становится практически невозможно.
  • Повышенная чувственность. Чувства, испытываемые людьми, доходят до крайностей. И на второй план отходят не только собственные интересы и рационализм человека, но и его инстинкт самосохранения.
  • Отсутствие ответственности. Люди в толпе чувствуют безнаказанность и вседозволенность, а значит, совершенно не задумываются об ответственности за свои действия и поступки. К тому же именно эта безответственность делает людей очень жестокими.
  • Анонимность. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные действия, даже если они были противоправными. Отсюда и та необъяснимая жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы.
  • Экстремизм. Толпа в подавляющем большинстве случаев считается явлением деструктивным, т.е. разрушительным. Высвобождаются страсти и инстинкты, скрытые в обычной жизни где-то в потаенных уголках сознания. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого человека. Поддаваться этим инстинктам опасно, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов, которые находились в глубокой спячке. В толпе малейшее пререкание со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие - это ярость.
  • У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует позиция: «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа признает только силу, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта – одна из форм слабости.

Особенность толпы в том, что она беспрекословна, слепа и инстинктивна в своем подчинении, а также в том, что слабого лидера она отвергнет, а перед сильным станет преклоняться. Практически всегда управление толпой имеет двойственный характер: с одной стороны ей управляет лидер, а с другой – силовые структуры. Задачи у этих сторон разные: если первый использует толпу для достижения цели, то вторые стремятся толпу расформировать. Для этого силовые структуры по своим должностным обязанностям используют специальные методы, например, отвлекают внимание людей, чтобы разобщить их, лишают ее лидера или пробуждают разум. 

В первую очередь в толпе из-за своих физических и психических особенностей могут пострадать дети. Дети и подростки должны быть вне политики. Подростковый возраст всегда проявляет склонности к бунтарству и неповиновению, в том числе и против взрослых. Дети готовы на многие резкие поступки, которые не совершит взрослый. Принимая решение участия в том или ином мероприятии нужно задуматься о последствиях. Участие несовершеннолетних детей в несанкционированных митингах и акциях опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков может быть нанесен вред их здоровью, а также могут быть получены травмы различной степени тяжести.

Нахождение ребенка в небезопасной для него и неконтролируемой в целом ситуации, а массовые несанкционированные мероприятия носят именно такой характер, – это нарушение прав ребенка. А защита и охрана прав детей, счастливое детство ребенка зависит прежде всего от родителей. Обязанность родителей защищать детей закреплена действующим законодательством Республики Беларусь.

Эксперты в области педагогики и детской психологии считают, что родителям ребенка брать с собой на митинги не следует. Находясь в потоке людей, на акциях протеста, дети подвергаются риску, так как у них в силу возраста не полностью сформирована способность к сохранению физического и психологического равновесия при воздействии факторов экстремальной ситуации.

Неорганизованное ситуативное скопление возбужденных людей, управлять действиями которых очень трудно, иногда практически невозможно, сопровождается шумом толпы. На шум разного уровня человеческий организм реагирует по-разному, и чем длительнее воздействие шума, тем негативнее он влияет на физическое и психическое здоровье. Когда речь идет об организме ребенка, особенно важно учитывать степень незрелости его психических функций, его низкую физическую устойчивость, несформированную стрессоустойчивость. Психическое состояние ребенка при воздействии длительного шума ухудшается, он становится беспокойным и растерянным, способным к непредсказуемым действиям.

Возбужденное окружение толпы, шум могут вызывать чувство страха, паники, ужаса, особенно у детей с богатой фантазией. Этот процесс не прекращается даже во время ночного отдыха – сон ребенка становится поверхностным, тревожным, с кошмарными сновидениями и частыми ночными пробуждениями. (Заведующий Новополоцким психоневрологическим диспансером Наталья Колонтай https://www.novaya.by/2020/09/24/novopolockij-vrach-specialist-detyam-ne-mesto-v-tolpe-eto-mozhet-skazatsya-na-ix-psixike-i-povedenii).

Дети могут потеряться в толпе, получить травму, так как они маленького роста и их трудно заметить. Могут быть травмирующие случаи, когда ребенок станет свидетелем сцен насилия. В подобных случаях порой без помощи специалиста родителям не обойтись.

У детей разных возрастов наблюдаются серьезные последствия пребывания в толпе: от страхов и тиков у малышей, до формирования моделей агрессивного поведения и негативных социальных последствий у детей постарше. Дети объясняют свои действия влиянием толпы: «Все закричали, и я закричал. Все кидали, и я кидал». Но ответственность за физическую, психическую и социальную безопасность своих детей несут родители.

Кроме того, нужно помнить, что террористы часто выбирают места массового пребывания людей. Помимо поражающего фактора террористического акта, люди гибнут и получают травмы еще и в результате давки, возникшей вследствие паники. Поэтому необходимо соблюдать следующие правила:

  • Избегайте больших скоплений людей.
  • Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.
  • При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.
  • Не присоединяйтесь к митингующим "ради интереса". Сначала узнайте, санкционирован ли митинг, за что агитируют выступающие люди.
  • Не вступайте в незарегистрированные организации. Участие в мероприятиях таких организаций может повлечь уголовное наказание.

Родители должны оставаться гарантами безопасности ребенка.

Массовая акция протеста – мероприятие с повышенной степенью опасности для всех ее участников. Толпы на массовом гулянии и на митинге отличаются друг от друга. Для акции протеста характерна идея противостояния толпы и чиновника, органа власти, представителей правоохранительных органов.

Обезличенность толпы, осознание отсутствия личной ответственности вкупе с выплеском возмущения освобождает дремлющую в человеке агрессию, мишенью для которой могут стать другие участники акции, работники органов правопорядка и просто прохожие.

Однако подобной ситуации можно избежать. Не нужно примыкать к митингующим ради любопытства. Помните, что в толпе Вы можете попасть под действия правоохранительных органов. Не сопротивляйтесь, доказывая свою непричастность. Выполняйте все их требования. В такой ситуации, у правоохранительных органов совершенно нет времени разбираться и выяснять, кто есть кто.

  • Стихийная группа всегда состоит из нескольких «слоев» людей.
  • Зачинщики – ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.

Следующий «слой» – наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением. Они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.

Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.

«Хулиганы» – это наиболее опасная часть толпы. Они примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

             Эффект толпы формируется поэтапно.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в сознательной форме (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) или стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который называют «кружением». Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Следующий этап – «скачок внимания». Внимание людей оказывается перенаправлено. В центр внимания попадает то, что выгодно зачинщикам, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе, особенно если им угрожает опасность.

Некоторые мамы и папы берут на митинги маленьких и грудных детей, прогуливаются перед шеренгой ОМОНа с детсадовцами и школьниками, блокируют автомобильное движение колясками. Просматривая видео с митингов, часто можно увидеть плачущих детей. Они напуганы, хотят домой, есть, спать. Родители, считают, что они пришли на мирную демонстрацию, но, увы, не понимают, какую психологическую травму причиняют ребенку. Малыши могут сильно испугаться, потеряться. Кроме того, нельзя предугадать, как поведет себя неорганизованная толпа в том или ином случае и к чему это может привести.

Именно ввиду этих особенностей, характерных для толпы, для предотвращения случайных жертв в каждой стране установлен порядок проведения массовых мероприятий.

В Республике Беларусь основополагающим документом, регламентирующим порядок проведения массовых мероприятий, является Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях» от 30.12.1997г. № 114-З.

Согласно данному нормативному акту «массовое мероприятие» – это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан.

Видами массового мероприятия является собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.

Данный документ также регламентирует порядок организации и проведения массовых мероприятий.

Организаторами массовых мероприятий (митингов, уличных шествий и т.д.) могут выступать граждане при условии, что в них будут участвовать не более 1000 человек.

Организовывать массовые мероприятия с количеством участников свыше 1000 человек могут только политические партии, профессиональные союзы и иные организации (ч. 2 ст. 4 Закона о массовых мероприятиях).

Запрещено привлекать к участию в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании граждан за материальное вознаграждение (ч. 4 ст. 10 Закона о массовых мероприятиях).

Для проведения массового мероприятия нужно заблаговременно (за 15 дней до планируемой даты) подать в исполком заявление с обязательством организаторов об их ответственности. О принятом решении исполком уведомит организаторов за 5 дней до даты планируемого массового мероприятия (ч. 1 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях).

Кроме этого, организаторам массового мероприятия необходимо заключить договоры и оплатить (ч. 3 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях):

- услуги по охране общественного порядка (их оказывают ОВД);

- расходы, связанные с медицинским обслуживанием;

- расходы, связанные с уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, за исключением:

- мест, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;

- объектов метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

- на расстоянии менее 200 метров от зданий официальной резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;

- на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования);

- на расстоянии менее 100 метров от зданий организаций здравоохранения;

- на расстоянии менее 200 метров от зданий, сооружений, в которых находятся организации, на которые возложены функции редакций телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, а также радиотелевизионных передающих станций и радиопередающих станций.

Лица, нарушившие установленный вышеуказанным Законом порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В зависимости от состава и квалифицируемых признаков противоправного деяния, с учетом наступления возможных негативных последствий может наступать как административная, так и уголовная ответственность.

Отягощающим фактором при совершении деяния является наличие умысла. Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

В соответствии с нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК РБ) и Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) уголовной и административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных указанными кодексами.

Таким образом, возрастом, с которого наступает уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о массовых мероприятиях, является 16 лет. Если несовершеннолетнему еще не исполнилось 16 лет, ответственность несут его родители.

Вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные мероприятия является противозаконным во многих странах. Например, в России за это могут оштрафовать на 30–50 тыс. рублей (около 500 долларов) или наказать арестом на срок до 15 суток. В Казахстане предусмотрен штраф в 252 500 тенге (600 долларов) или административный арест до 10 суток. В Великобритании родители, чьи дети участвуют в митингах и пропускают занятия в школах, обязаны заплатить в госказну сумму, эквивалентную 155 долларам.

В КоАП установлена ответственность родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, которое выражается в совершении их детьми определенных деяний, которые несут в себе признаки административных правонарушений либо уголовных деяний.

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин (ст. 9.4. КОАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»).

Административная ответственность, предусмотренная статьей 23.34 КоАП «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий», влечет за собой наложение штрафных санкций до пятидесяти базовых величин или административный арест, а в случаях нарушений, сопровождающихся выплатой вознаграждений, –          до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство (ст.17.1 КоАП). Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Педагогическим работникам запрещено использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции (п.3 статьи 53 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Кроме уголовной и административной ответственности установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

Уголовная ответственность предусмотрена статьей 369-3 УК РБ «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий» и заключается в следующем.

Публичные призывык организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 293 и 342 УК РБ, – наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Агрессивное поведение группы людей в ходе несанкционированного мероприятия в виде совместного вооруженного сопротивления представителям власти, поджогов, погромов, насилия над окружающими или уничтожении имущества признаются массовыми беспорядками. Такие действия могут повлечь за собой лишение свободы на срок от трех до восьми лет (ч. 2 ст. 293 УК).

Кроме того участникам любого разрешенного мероприятия с массовым пребыванием граждан необходимо знать, что при проведении массовых мероприятий существуют обязательные для соблюдения ограничения и запреты.

Так, при проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого массового мероприятия, сотрудников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования запрещается:

- препятствовать движению транспортных средств и пешеходов;

- создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций;

- устанавливать палатки, иные временные сооружения;

- воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и организациям;

- осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств; действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц, либо скрывать свои лица под масками;

- пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан;

- совершать любые действия, нарушающие установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекать к таким действиям любыми методами;

- участвовать в массовом мероприятии в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

- осуществлять реализацию алкогольных напитков и пива в местах проведения указанных мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий.

Участие в несанкционированных мероприятиях, ситуации задержания или административного ареста, действия, препятствующие выполнению правоохранительными органами своих профессиональных обязанностей, даже если вы становитесь свидетелем этих событий, да и отслеживание тревожных событий в новостных лентах могут стать причиной сильного стресса, после которого наступает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Оно может проявляться в разных формах.

Воспоминание об опасном событии из жизни. Такие воспоминания могут быть не полными, и содержать лишь отрывки события, но в любом случае они сопровождаются ужасом или безвыходностью. Подобные приступы могут продолжаться некоторое время, и на их фоне может усиливаться сердцебиение, повышаться давление, наблюдаться дрожание рук и так далее.

Галлюцинации. Человек с ПТСР может временами слышать крики, плач, ощущать неприятные касания или чувствовать запах дыма. Галлюцинации могут усиливаться при бессонницах, употреблении стрессовых ситуациях.

Напоминания. Приступ может возникать при появлении триггеров - ситуаций, которые могут быть связаны с свершившимся трагическим событием.

Бессонница, проблемы с засыпанием, неглубокий сон.

Повышенная возбудимость. При этом человек может вздрагивать от резкого звука, раздражаться без веских на то обстоятельств и так далее.

Самоедство. В некоторых случаях человек берет вину за случившееся на себя, часто такое явление необоснованно.

Ухудшение социальной адаптации.При отсутствии лечения и без поддержки близких людей, человек стремится конфликтовать с окружающими и находится в одиночестве. В некоторых случаях это усугубляется алкоголем, наркотиками, что еще больше разрушает личность.

Опустошение. Эмоциональная жизнь становится более скудной, человек становится холодным, эгоистичным и агрессивным.

Могут появляться тревожные мысли, пустота, депрессия, головные боли, повышение давления, судороги, тремор конечностей и прочие патологические состояния.

Ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Все дети когда-нибудь вырастают, но именно подростковый период зачастую самый сложный в жизни каждого – как самого ребенка, так и его родителей или иных воспитателей. Именно в этом возрасте идет активный поиск и проверка, что разрешено, а что может повлечь наказание. Однако даже если границы установлены, временами, охваченный веселым настроением с друзьями, несовершеннолетний совершает такие поступки, которые никогда бы не сделал, находясь один. Поэтому очень важно четко обозначить подростку существующие пределы разрешенного и запрещенного.

Права и ответственность несовершеннолетнего при совершении поступков, записаны в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ).

Ребенка до 14 лет к административной ответственности привлечь не могут. За совершенные правонарушения несут ответственность их родители, которым могут вынести предупреждение или наложить штраф в размере до 10 базовых величин (ст. 9.4 КоАП РБ).

Административная ответственность наступает с 16 лет, НО с 14 лет к административной ответственности можно привлечь за следующие административные правонарушения:

- за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП РБ);

- за мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП РБ);

- за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП РБ);

- за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29 КоАП РБ);

- за жестокое обращение с животными (ст. 15.45 КоАП РБ);

- за разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58 КоАП РБ);

- за мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП РБ);

- за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (ст. 18.3 части 1-3, 5 КоАП РБ);

- за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (ст. 18.4 КоАП РБ);

- за нарушение правил пользования транспортным средством (ст. 18.9 КоАП РБ);

- за нарушение правил пользования метрополитеном (ст. 18.10 КоАП РБ);

- за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст. 18.34 КоАП РБ);

- за повреждение историко-культурных ценностей (ст. 19.4 КоАП РБ);

- за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (ст. 19.7 КоАП РБ);

- за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46 КоАП РБ);

- за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47 КоАП РБ).

 

Если несовершеннолетний совершил правонарушение, не указанное в данном перечне, то ответственность будут нести его родители (ст. 9.4 КоАП РБ).

 

При совершении указанных выше правонарушений несовершеннолетнему могут назначить следующие виды наказаний:

- предупреждение (выражается в письменном предупреждении о недопустимости противоправного поведения в будущем и может быть вынесено за любое правонарушение даже в случаях, если это не предусмотрено в соответствующей статье Кодекса (статья 4.6 ч 3 КоАП РБ);

- штраф (назначается в случаях, когда подросток получает заработную плату, стипендию или имеет иной доход (статья 4.6 КоАП РБ). Размер штрафа устанавливается на день вынесения приговора и не может быть ниже 0,1 и выше 50-ти базовых величин.

 

С 16 лет несовершеннолетнего могут привлечь к административной ответственности за большинство правонарушений, записанных в Кодексе об административных правонарушениях.

Кроме выше названных наказаний к 16-летнему подростку может быть применено ещё такое наказание, как исправительные работы - на основании решения суда с заработной платы осужденного ежемесячно отчисляется до 20% получаемой им суммы (ст. 6.6 КоАП РБ). Административный арест к несовершеннолетним не применяется.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение (ст. 33 КоАП РБ):

- чистосердечное раскаяние виновного;

- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

- совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств   

 

Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение (ст. 34 КоАП РБ):

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

- повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

- совершение правонарушения группой лиц;

- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

- совершение правонарушения в состоянии опьянения.

 

По достижении 18 летнего возраста человек несет полную административную ответственность за совершенные им правонарушения.

 

Вашему вниманию предлагаем выписку из Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания – влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.

Примечание. Термины «близкие родственники» и «члены семьи», применяемые в настоящей статье и статье 24.5 настоящего Кодекса, имеют значения, определенные Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 9.3. Оскорбление

Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, – влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Статья 10.5. Мелкое хищение

1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест. 

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест. 

Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Статья 10.6. Присвоение найденного имущества

Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.

Статья 10.6. Присвоение найденного имущества

Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.

Статья 16.10. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания

1. Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.

3. Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влечет наложение штрафа в размере от тридцати пяти до сорока пяти базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

Статья 17.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест. 

4. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

5. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

6. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ –влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин

Статья 17.6. Заведомо ложное сообщение

1. Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, –влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, – влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин

Статья 17.10. Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики

Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики – влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Примечание 1. Под нацистской символикой или атрибутикой понимаются флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный и опознавательный знак Национал-социалистической рабочей партии Германии или их копии.

Примечание 2. Не являются административными правонарушениями изготовление, публичное демонстрирование и (или) распространение нацистской символики или атрибутики физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографии, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, средств массовой информации в соответствии с законодательством.

Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, – влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, – влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

Статья 23.46. Незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия

Незаконные ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия – влекут наложение штрафа в размере от восьми до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье и статьях 23.47 и 23.71 настоящего Кодекса, освобождается от административной ответственности за деяния, предусмотренные этими статьями.

Статья 23.47. Незаконные действия в отношении холодного оружия

Незаконные ношение либо перевозка холодного оружия – влекут наложение штрафа в размере от двух до шести базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Статья 23.48. Hарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями

1. Нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывоопасных, легковоспламеняющихся, едких веществ или пиротехнических изделий –влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации либо лишение специального права с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации

Ответственность родителей за воспитание детей

 

Уважаемые родители!

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. В подростковом возрасте крайне необходимо сформировать мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.

Помните, даже самый безобидный на Ваш взгляд поступок может иметь необратимые негативные последствия для Ваших детей.

Кодекс

об административных правонарушениях Республики Беларусь

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, — (в ред.Закона Республики Беларусь от 30.11.2010 N 198-З) влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

  1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест. (часть 1 статьи 23.34 в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)
  2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, — (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.01.2015 N 242-З) влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо — от двадцати до ста базовых величин.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)

  1. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

3-1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо — от двадцати до двухсот базовых величин.

(часть 3-1 статьи 23.34 введена Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)

  1. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, — влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
  2. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, —

влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо — от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

Таким образом, административная ответственность за участие в несанкционированном массовом мероприятии для несовершеннолетних предусмотрена лишь с 16-ти лет, при этом необходимо знать родителям о ст. 9.4 КоАП РБ. Административный арест в отношении несовершеннолетних не применяется.

Статья 17.13. Кодекса РБ об административных правонарушениях

Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.